среда, 25 июня 2008 г.

Бизнес-кейсы или камера хранения ;)

Давно хотел написать по видам кейсов и что они из себя представляют. Недавно набрел на хорошую статью в "Секрете фирмы" и взял ее за основу ("Бизнес на чужом опыте").



И так "Что такое кейс?"

Рассмотрим несколько определений.



Бизнес-кейс (маркетинг-кейс) - Термин, используемый в бизнес-обучении и обозначающий учебную ситуацию, которая не выдумана преподавателем или бизнес-тренером, а взята из деятельности реальной фирмы. Для бизнес-кейсов характерен ряд свойств бизнес-задач:


* наличие неполных, а иногда и неверных исходных данных;
* наоборот, перегруженность лишними данными и даже эмоциями Задачедателя;
* в отличие от арифметики, возможность наличия множества различных решений у одной бизнес-задачи;
* необходимость решения задачи не «в принципе», а для конкретных условий и ограничений, например, временных;
* в ряде случаев – неприменимость успешного для одной компании решения в деятельности другой компании.


Кейс (case) — педагогический инструмент, подразумевающий анализ конкретных ситуаций из практики компаний. Кейсы появились в Harvard University более ста лет назад: сначала с их помощью готовили юристов, а потом стали использовать и в бизнес-образовании. Традиционный кейс — это несколько страниц текста с описанием деятельности компании, ее положения на рынке, а также ситуации, с которой столкнулся менеджмент. Обычно кейс не предполагает единственно правильного ответа, во время обсуждения слушатели учатся выделять главное и принимать решения.


Я в свое время делал большие кейсы, где было по 25-30 страниц. Хотя это действительно большая редкость. Обычно это 2-7 страниц текста и 3-4 задачи.


Типология кейсов:


"Проблемные кейсы" - кейсы связанные с планированием возникающих проблем у компании и их преодоления (грубо говоря анализ возможностей и угроз компании (злобный SWOT-анализ)). Например: Приобретение торговой точки для расширения собственной сети.



"Кейсы на принятие решений" (decision-кейсы) - кейсы по анализу существующей ситуации для формирования стратегии поведения компании в дальнейшем.


"Оценочные кейсы" - анализ выполнения стратегии компании, оценка "правильности" поведения топ-менеджмента.


"Полевые кейсы" (Field research) - кейсы которые написаны по рабочей ситуации конкретной компании. Автор встречался с менеджментом компании. Наиболее реалистичные кейсы.


"Библиотечные кейсы" - кейсы созданные по открытым источникам. Финансовой отчетности, публикациям в СМИ, пресс-релизам компании. Наиболее распространенный тип кейсов для России.



"Практические кейсы" (general experience) - кейсы написанные на основе общей практики и опыта Автора кейса. Общая и часта встречающаяся проблема, которая описана для несуществующей компании (см. например кейсы "Делового квартала" - приведены ниже).


По предметам: маркетинговые, финансовые, стратегические, управленческие и т. д.
По типу носителя: традиционные бумажные, электронные, презентация с участником (представителя компании) и др.

Возраст кейса в современной бизнес школе - 2-3 года максимум. Однако существует много "библиотечных" или классических кейсов, которые будут всегда, например кейсы Икеи и Райан-эйр (спасибо Михал Михалычу Колонтай, он меня первым познакомил с такими кейсами на своем семинаре в Москве по "конкурентному маркетингу").


Резюмируя - кейсы это задачки на логику и на знания для менеджеров и маркетологов. Обучение без кейсов это не обучение, ибо кейсы учат Вас мыслить и проводить анализ внешней и внутренней среды для постановки целей (SMART) и стратегий.


Интересные подборки кейсов:

Бизнес-кейсы от "E-xecutive.ru". Когда-то лучший проект в интернете по созданию сообщества менеджеров. Сейчас переживает трудные времена, но надеюсь восстанет, как "феникс из пепла". Инвесторы пока еще есть. ;) Кейсы

Журнал "Деловой квартал" - пару раз давал интервью и даже знаком с региональным директором. ;) Материалы кейсов в основном ориентирован на решения в менеджменте. Кейсы


Российский ресурсный центр учебных кейсов. Насколько мне известно, действительно лидер в России по развитию кейсов. Занимаюсь получением доступа к нему. ;) Кейсы


Интересная статья по кейсам.

Жду Ваших комментариев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий