четверг, 10 июля 2008 г.

Отели Самары или полчища карликов...

Ранее в посте: "У нас свой Парыж..." я уже писал о парадоксальной стоимости гостиниц в Самаре. Самарские отели одной и той же сети, но ниже по "звездности" стоят в 2 или в 3 раза дороже, чем в Западной Европе. История получила продолжение. Журнал "Деловой квартал" написал статью-обзор о гостиничном рынке Самары "Обзор: Гостиницы".

Обойти такой интересный материал стороной просто нельзя, ведь оказывается Самара чуть ли не мекка отельного бизнеса в Поволжье.

Вот Вам циферки из статьи:
По оценкам экспертов, сегодня его совокупный оборот — примерно 800 млн руб. в год, и в дальнейшем финансовые показатели отрасли будут расти за счет увеличения количества отелей. Сегодня в Самаре работает порядка 113 отелей разных ценовых категорий, и каждый год на рынок выходят 1-2 новых игрока.
Представляете в Самаре 113 отелей!!! ;) Смотрим дальше:

Стоимость проживания в отелях ежегодно увеличивается в среднем на 10%. При этом средний показатель заполняемости самарских гостиниц находится на уровне 70-75% в рабочие дни и практически сводится к нулю в выходные.
Примерно 20% самарских гостиниц попадает в категорию крупных с номерным фондом от 50 до 100 и более номеров. Среди них эксперты выделяют Renaissance Samara Hotel и Holiday Inn Samara, гостиницу «Россия». Отели с номерным фондом примерно в 20-50 номеров составляют около 30% от общего числа участников рынка. Наиболее известными в этой категории традиционно принято считать гостиницы «Жигули», «Азимут» и ряд других. Примерно половина самарских гостиниц относится к категории малого формата с количеством номеров менее 20.
Про 2 иностранных предприятия я уже писал в своем другом посте. Давайте попытаемся проанализировать приведенные цифры и термины.

Что такое гостиница или отель?
Гостиница, отель — дом с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания путешественников. В зависимости от уровня гостиницы, в них существуют дополнительные услуги: рестораны, дискотеки, казино, бассейны и др.

Полупансионом (bed & breakfast) является небольшой частный дом, хозяева которого сдают несколько спален, а также обеспечивают завтраком. В большинстве случаев такие дома являются маленькими особняками с индивидуальной планировкой и услугами. Как правило, постояльцы проводят в полупансионах лишь ночи, проводя день за пределами дома. Цены в полупансионах разнятся: они могут быть и достаточно высокие (на уровне 4-звёздочной гостиницы), могут быть и умеренные, особенно если они являются широкой повсеместной практикой в данной местности (напр. Германия).

Мотель представляет собой небольшую гостиницу, вход в номера которой осуществляется с улицы (с места парковки автомобиля). Как правило, мотели имеют всего один или два этажа, количество дополнительных услуг и типов номеров минимально, что соответствует низкой стоимости проживания. Для многих людей, особенно постоянно находящихся в разъездах на своих автомобилях, мотели удобны отсутствием долгих регистрационных формальностей, возможностью иметь свою машину на виду; прямой доступ с улицы в номер также является преимуществом для инвалидов. К недостаткам мотелей относится их низкий уровень безопасности, а также минимальное обслуживание.

Хостел это молодёжная гостиница, предоставляющая путешественникам на короткий срок жильё, — как правило, спальное место в общем номере без дополнительных удобств. В таких номерах одновременно проживают несколько посторонних людей, что сближает хостелы с общежитиями. Хостелы востребованы любителями недорогих путешествий, поэтому они ориентируются главным образом на материально стеснённую молодёжь. К недостаткам хостелов относятся необходимость совместного проживания с незнакомыми людьми, опасность краж.

Звездность гостиниц?


Для того, чтобы легче определить уровень гостиницы, была введена звёздная система классификации (от одной до пяти звёзд). В обших чертах такая классификация выглядит следующим образом:


1. Одна звезда — дешёвая гостиница с минимумом услуг (ежедневная уборка номеров не всегда в них входит). Все номера одного типа.
2. Две звезды — малобюджетная гостиница, также с минимумом услуг, но с обязательной ежедневной уборкой номеров. Один-два типа номеров.
3. Три звезды — гостиница среднего класса со стандартным набором услуг: ежедневная уборка номеров; в номерах доступ в Интернет, телевизор, холодильник, утюг; на территории гостиницы имеются прачечная для постояльцев, бассейн, тренажёрный зал, бизнес-центр, место для предоставляемого гостиницей завтрака. Некоторые из этих услуг могут отсутствовать, в то же время могут быть другие (напр., обеспечение шаттлом). Наличие различных типов номеров (одноместные, двухкомнатные, для курящих, не курящих и т. д.).
4. Четыре звезды — гостиница высокого класса, предоставляющие все вышеуказанные услуги, а также специальные (вроде спа, массажей, наличие нескольких баров и ресторанов, конференц-залов). Цены на номера в таких гостиницах значительно выше средних.
5. Пять звёзд — гостиница класса люкс. Отличаются обширным набором услуг, особенно эксклюзивных (напр., наличие частного гольф-клуба, многокомнатных апартаментов с прислугой). Клиенту уделяется персональное внимание, способствующее учесть все его пожелания. Цены на номера в таких гостиницах достаточно высокие, равно как и на их услуги. Как правило, в эту категорию попадают все известные мировые городские и курортные отели. Несмотря на различие систем под «пятизвёздочным отелем» всегда понимается гостиница наивысшего сервиса. Некоторые гостиницы претендуют на 6 или даже 7 звёзд, однако пока это не вошло в повсеместную гостиничную практику и является скорее маркетинговым ходом.
Так сколько же гостиниц в Самаре?

Цифра 113 меня конечно после прочтения статьи очень сильно удивила. До статьи я считал, что в Самаре 15-20 отелей. Где остальные 90 отелей? ;)

И так посмотрим сайт, ведущей по региональному туризму в Самарской области, компании "СамараИнтур". Хозяев знаю лично ибо сестра училась с их сыном в школе. Оригинальный семейный бизнес-тандем, но они действительно оказывают сильное влияние на развитие регионального туризма в Самарской области. Начинали они в 90-е года, когда устраивали туры в Жигулевские горы в домик с лошадками.

Список отелей от "СамараИнтур". Я посчитал количество - всего 30 (14 мини-отелей). Да это больше моей цифры, но в 4 раза меньше заявленной "экспертами" в статье, хотя равна в процентном соотношении по мини-отелям.

Смотрим дальше. HORECA - гостиницы Самары. Тут 32 гостиницы. Если даже представить, что там нет совпадений (а там 99% совпадений), то получаем 62 гостиницы. Где еще 50 гостиниц?

В других сайтах было от 8 до 14 отелей и нигде больше 32. В итоге тайна цифры "113" покрыта мраком.

Кто был "Экспертами"?

Кто же у нас был экспертом в обзоре?

1) администратор по бронированию гостиницы «Волна»
2) заведующая кафедрой туризма и гостеприимства самарского филиала Московского государственного университета сервиса и туризма
3) управляющий гостиницы «Эмеральд» (Тольятти)
4) руководитель службы маркетинга и бронирования гостиницы «Россия»
5) консультант по коммерческой недвижимости АН «Русская Жемчужина» (Тольятти)
6) генеральный директор гостиницы «Колос»
7) заместитель генерального директора по туризму и размещению гостиницы «Парк-отель» (Тольятти)
8) заместитель генерального директора гостиницы Renaissance Samara Hotel

Из этого списка 2 пост-советских монстра на грани "выживания" - "Волна" и "Россия". Гостиница "Колос", это вообще странное заведение в старом городе около парка Высоцкого в Самаре, всегда у меня ассоциировалось с гостиницей для дальнобойщиков. 1 представитель мировой сети отелей. Да не густо для 113 отелей.

Общие наблюдения


К сожалению у небольших самарских гостиниц часто меняется менеджмент из-за того, что у них проблемы с сервисом, с персоналом или заполняемостью номеров. Отсутствие грамотного маркетинга, а так же повальная экономия на персонале приводит к тому, что в некоторых отелях, которые претендуют на три и выше звезды вечером можно пообщаться с тараканами или пьяным ресепшионистом. В свое время консультировал один небольшой трех-звездночный отель в 2002 году (по вопросам экономической безопасности). Сейчас их купила небольшая российская сеть отелей. Так вот средняя заполняемость у них была 57-60%. А в то время в Самаре еще не были открыты 2 иностранных отеля и явно не было кучи мифических "отелей-карликов".


В прошлом году в одном из этих новых иностранных отелей произошла перестрелка между посетителями, которые там не поделили чего-то в холле. Один из них был братком, а другой бывшим братком с депутатским прикидом. ГУВД запретила журналистам писать об этом под страхом решить аккредитации при них. В итоге случай замяли, браток пропал ("его якобы выпустили "враги" на перекрестке из багажника и никто его больше не видел"), а отель как ни в чем не бывало служит местом для встречи МЛМ-щиков, псевдо-инвесторов, братков и корпоративов. Так что есть системные проблемы вообще у сегмента Horeca в России.

Основная проблема, как мне кажется это низкий уровень внутреннего туризма и персонал.


Например дешевле съездить на 2 недели в 4 или 5 звезд в Турцию, чем пожить 1 неделю в "Волжском Утесе" или другом прекрасном пансионате. Про базы отдыха по цене 2300 р. в сутки с человека с "комарами и клопами все включено" я уже и не говорю. В Европе, в Африке, в Азии да и вообще в мире есть школы/колледжи гостиничного сервиса, есть стандарты отрасли. Без минимального гостиничного образования (самарское образование по туризму в мини-филиалах псевдо-высшего не в счет) Вас не возьмут на работу в гостиницу и Вы будете работать в хостеле или мотеле скорее всего. У нас же приходят разные люди, которые за небольшую зарплату оказывают нам "супер-мега-сервис". ;(
По оценкам экспертов, рынок гостиничных услуг в Самаре и Тольятти еще ожидает взрывной рост, в частности, привлекательность Самарского региона для иностранных инвесторов обострит конкуренцию на гостиничном рынке. Кроме того, это неизбежно спровоцирует кадровую проблему. Уже сейчас очевидна ее актуальность. По словам экспертов, учебные заведения, готовящие кадры для гостиничной отрасли, не обеспечивают высокий уровень знания иностранных языков, а те вузы, которые специализируются на языковых дисциплинах, не дают знания и практические навыки, необходимые в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Подобные обзоры рынка гостиничного бизнеса полезны, но когда анализ делают по маленькой и не совсем представительной части гостиничного сообщества, когда мотели и хостелы относят к гостиницам и как-то странно считают рынок по обороту... Это говорит все о том, что мы сами не знаем своего гостиничного хозяйства.

Отели в которых по 3-4 номера все таки ближе к хостелу или к полупансиону и по моему мнению их некорректно рассматривать вместе с нормальными гостиницами. Там совершенно разные целевые группы и менеджмент.

Рынок гостиниц Самары не напоминает развивающуюся отрасль, а скорее всего некий лабиринт без указателей, где бегает (или летают духи) как минимум 60-70 "отелей-карликов", которые непонятно что делают в этом бизнесе.

Рекомендую ознакомится со статьей "Гостеприимный малый" из Секрета фирмы. Вот к чему нужно стремится самарским "карликам" и мини-отелям.

Полезные ссылки:


З.Ы. Я всегда заказываю гостиницы и туры в "Холидей турс" ибо там дешевле, удобней и замом работает моя двоюродная сестра. ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий