среда, 13 августа 2008 г.

Вся правда о расклейке и расклейщиках объявлений!

Решил продолжить серию своих заметок о некоторых особенностях рекламы, как маркетингового инструмента. До этого я писал о:

Сейчас я хочу поговорить о продвижении, как одном из инструментов 4Р. Инструментами продвижения могут быть личные продажи, промо-мероприятия или та же реклама. Совокупность применения данных инструментов 4Р называется маркетинг-микс.


Маркетинговые коммуникации могут идти по разным каналам: СМИ, ТВ, BTL-акции, наружная реклама и т.п.

Наружная реклама - вид рекламы, к которой относятся: изображения, конструкции, располагаемые в местах скопления публики, вдоль автомобильных дорог, железнодорожных линий, на крышах и наружных стенах домов. Этот вид рекламы имеет целью донести рекламное сообщение до всего рынка данного населенного пункта.
Наружная реклама от растяжек до брандмауэров 6 на 3 метра. Одним из эффективным инструментом в наружной рекламе является "расклейка".
ПЛАКАТ (ОБЪЯВЛЕНИЕ, АФИША) (от нем. Plakat < фр. placard — объявление, афиша < plaquer — налеплять, приклеивать) — листовое издание в виде одного или несколько листов печатной продукции, вид графики, лаконичное броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождаемое текстом. П. выполняются в агитационных, политических, рекламных, учебных целях.


В чем заключается этот процесс?


Печатается объявление или плакат определенного формата и с помощью клея (Продвинутые расклейщики используют скотч, но в Самаре это еще не практикуется) расклеивается на зданиях, столбах, подъездах и остановках.

Нелегальная расклейка это столбы и подъезды. Легальная - остановки, специальные места для расклеики (с подсветкой или без), афишные стенды. Нелегальная дешевле, т.к. оплачивается толька работа расклейщика. Легальная Вы платите за каждое место ежедневно определенную сумму (от размера объявления зависит). За нелегальную рекламу юридическое лицо могут очень сильно оштрафовать, а физическое лицо поколотить. Однако, что бы Вас оштрафовали Вы должны "постараться".

В подъездах и на фасадах зданий легальной рекламой может быть толька та реклама, за размещение которой ТСЖ Вашего дома получает арендную плату и тратит доходы на ремонт Вашего дома. ;)

Так сложилось, что в компании на которую я работаю, продвижение услуг носит сезонный характер и там важен максимальный контакт с аудиторией в нужном месте и в нужное время. Расклейка идеальный вариант.

В среднем за год у нас клеится до 13 000 мест. Из них 1000 по областным городам, а остальное по городу Самара.

Это недорого по сравнению с другими носителями + формат А1 (14 рублей в сутки) и правильная работа с текстом позволяет донести "основной смысл" до потенциального потребителя. К сожалению наша ЦА в основном пользуется муниципальным транспортом.


Сразу могу отметить, что места под определенные форматы тяжело найти, например под "макроформаты". Места надо занимать минимум за 2 недели, а то можно оказаться в ситуации, когда крупный федеральный игрок выкупит на месяц 80% самых проходных мест города, где будет рекламировать "пиво/шоколадку".


Важно смотреть погоду, т.к. в некоторый сезон "осень/зима" расклейка может не сработать, т.к. люди будут в основном по домам сидеть или непогода может испортить сами афиши. Время расклейки очень важно. Расклеивают объявления в определенное время недели, но в выходные их как правило не сдирают, по этому если у Вас расклейка на неделю или две, то за последние 2 выходных дня можно не платить. Большая часть плакатов довисит до понедельника.

Все свободные "легальные" места на остановках под расклейку в Самаре это 500-600 мест. Вторые "оборотные" стороны (сторона обратная основному потоку клиентов) лучше не брать, т.к. они в половине случаев не работают. Меньше 150 штук "расклейка" по опыту не работает (если не "супер-макро"). Мелкие "А5- А4" форматы не подходят для большинства компаний. ;(


Если у Вас несколько одновременных разных "акций расклеек", то нужно отдельно проговаривать с расклейщиками, т.к. они часто не смотрят, что клеют и могут вместо 2-х разных плакатов заказчика, разместить одинаковые. Мы уже устали с ними бороться - самый лучший способ документально это обговорить и не платить за повторы, а потом ездить и фотографировать проблемные места. При большой расклейке можно сэкономить 1-3 тысячи рублей.


Для расклейки плакатов лучше использовать тонкую глянцевую бумагу, т.к. она крепче приклеивается и дольше висит. 15-20 % тиража плакатов идет на доклейку (сорванные или заклеенные плакаты). У нас были случаи, когда конкуренты формировали сотрудников по срыву наших плакатов в близи их мест продаж и приходилось много печатать доклейки.

Расклейкой в городе занимаются 3-4 фирмы (операторы). Как правило, они монопольно, из-за своих связей с муниципалитетом, владеют частями города. Одни один район, другие несколько и т.п. Они часто воюют и тут нужно быть в курсе, т.к. во время "боевых" действий они уничтожают места для расклейки вместе с плакатами (а "счетчик" никто не выключает!). Оптимальный вариант работать через посредника, а не напрямую - выбивая скидки за объем, отсрочку платежа и другие полезности.

Мы работаем с с крупнейшим рекламным агенством Самарской области (рекламировать не буду). У них все хорошо, единственный минус, что базу мест приходится самим ручками выбирать.

Касательно эффективности данного инструмента, то его лучше подкреплять радио-анонсами или заметками в СМИ. Комплексно расклейка нам приводит до 70% участников определенных промо-акций.


3 комментария:

  1. А почему расклейка является эффективным способом рекламы? Какие результаты говорят об этом?
    Расклейка может быть эффективной для определённого вида услуг, но говорить о рынке в целом не корректно. Я часто вижу рекламу услуг по регистрации и ликвидации фирм, интимных услуг, но не разу не видел в расклейке рекламу финансовых учреждений.

    ОтветитьУдалить
  2. http://propel.ru/pub/113.php

    "Лидером в этой позиции является наружная реклама: было размещено почти 53 тысячи рекламных конструкций."

    "По количеству рекламных сообщений лидирует наружная реклама. Чаще для размещения рекламы используется billboard (щит 3х6 м) - в 59% случаев. Lamppost sign (сити-формат на опорах городского освещения) используют 14% рекламодателей, trivision (тривижн - щит, состоящий из равносторонних трехгранных призм, позволяющих сменять изображение 3 раза) - 9%, light box (сити-формат, размер щита 1,2х1,8 м) - 5% (по данным "Living Eyes Consulting" и РГК "Оскар").
    В целом использование тех или иных носителей обусловлено масштабами банка и величиной выделенных средств на рекламу."

    Не знаю ule Вы живете, но биржевые игроки, пифы и обучающие центры "форекс рынка" активно используют расклейку.

    Сергей Вы рекламодателем хоть раз или два были?

    ОтветитьУдалить
  3. Имеется ввиду: СМИ, ТВ, Интернет и та же "не эффективная расклейка"? ;)

    ОтветитьУдалить