вторник, 19 августа 2008 г.

Эти странные две буквы - PR

В продолжение темы о двух странных буквах GR, о которых я писал ранее, давайте поговорим о двух буквах PR. Они кстати, то же есть на моей визитке.

Что такое PR и с чем его едят?

Определение из словаря:

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (PUBLIC RELATIONS, PR, СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ) — действия и мероприятия, направленные на повышение узнаваемости образа для участника рынка и его престижа. Функция управления, помогающая организациям достигнуть эффективных связей с различными типами аудиторий с помощью понимания мнения аудитории.


Первая всемирная ассамблея Ассоциации по PR в Мехико предложила в 1978 году следующее определение: "Паблик рилейшнз — искусство и социальная наука анализа тенденций, предсказание последствий, рекомендации руководителям организаций и выполнение запланированных программ действий, которые служат как интересам организации, так и интересам общественности".

PR включает в себя рекламу в СМИ, конференции, субсидирование компанией общественно значимых событий, компании открытых дверей, экскурсии по предприятиям, пожертвования и другие социальные мероприятия.


Некоторые известные маркетологи определяют PR следующим образом:


Михаил Дымшиц

Генеральный директор компании "Дымшиц и Партнеры"

Управленческая функция, которая оценивает общественное мнение, определяет политику и процедуры отдельных лиц или организации в целом на основе общественных интересов, планирует и выполняет ту или иную программу действий с целью добиться понимания и признания со стороны общества. Положительных эффектов на потребительское поведение не выявлено, отрицательные широко известны.


Дмитрий Анатольевич Шевченко

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ Член Совета Гильдии маркетологов

Разработанный комплекс коммуникационных программ компании, включая: публикации важных новостей в популярных газетах; выступления по TV; лоббизм; рекомендации и консультации другие действия, направленные на создание благоприятной репутации и имиджа. В результате отношение общественности к данной компании или организации становится лучше, чем отношение к конкурентным компаниям и организациям.


Как правило разделяют два направления в PR:

PR ТОПов (личностный/имиджевый) и PR компании (бренда/организации). Достигается это с помощью многих и различных инструментов. Очень часто у на PR путают с политическим консультированием (политический PR) или с рекламой (заказными статьями). С другой стороны очень часто в регионах, как я уже писал ранее, где сидит куча голодных СМИ - невозможно публиковаться, так как положено: бесплатно и информативно. Не могут местные СМИ пока вести независимую редакционную политику - даже независимую от заказчика. Именно поэтому в таких "шоколадных" изданиях типа "Босса", можно встретить рекламу "астрологов" и "магов" - просто дополнительные деньги для сотрудников отдела продаж рекламных площадей.

В корпоративном PR есть два направления: внутренний и внешний. Внешний мало отличается по инструментарию от PR ТОПов. Внутренний направлен на сотрудников, поставщиков и потенциальных сотрудников.

Что используют в качестве инструментов внутреннего PR:

* Организация корпоративных приемов и презентаций
* Организация выездных сессий и тим-билдингов
* Разработка информационного регламента
* Разработка регламента антикризисного реагирования
* Выработка подходов к корпоративной социальной отчетности
* Выработка единой коммуникационной политики (для холдинговых компаний)
* Проведение социологических опросов
* Запуск корпоративных печатных изданий: создание концепции, рубрикатор, форматирование, найм персонала, выпуск издания на условиях аутсорсинга
* Репутационное консультирование кадровых служб
* Специальные проекты


Что часто путают с PR:

1. PR не может быть барьером между правдой и общественностью (наделе далеко не так ибо общественность в целом пассивна в отличии от контролирующих органов или инвесторов).

2. PR не может быть пропагандой, которая стремится что-либо навязать, независимо от правды, этических норм и общественных интересов (часто (ноне всегда) в компаниях пествуют образ "заботы о персонале" или "о подвигах топах", однако реальность сводится к звуку удара "хлыста на галерах по спине рабов").

3. PR, направленный исключительно на увеличение продаж. Однако PR
имеет важное значение для программ реализации маркетинговой стратегии.

4. PR не может быть обманом или набором хитростей и трюков (иногда ради привлечения внимания СМИ устраивается "провокация" или "фокус". Пресс-релизы одной и той же компании могут друг другу противоречить.).

5. PR не является рекламой и не может быть сам по себе без инвестиций (да должен быть свой бюджет!).

6. PR не сводится к поддержанию контактов с прессой, хотя работа с прессой является очень важной частью PR.
7. PR не является модным и популярным словом, как маркетинг и не применим ко всем глаголам и прилагательным. PR имеет четкое ограничения и зону применения.

Рекомендованные книжки:


"Связи с общественностью. Теория и практика". А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров


Год издания: 2006 ISBN 5-7749-0430-X

В целом не плохая и подробная книга. Все логично и понятно! Много примеров из Российской практики!




"PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR" Марина Горкина, Андрей Мамонтов, Игорь Манн. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2006 г.

ISBN 5-9614-0275-4

В принципе не плохая книжка для начинающих. Расставляет многие точки над i + ряд полезных практических советов.





"Пять шагов от менеджера до PR-директора". Марина Горкина. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008 г.

ISBN 978-5-9614-0813-3

Отличная книга по корпоративному PR!




Книг много и все они разные, но лучше начинать с этих и потом уже отталкиваться. Главное помнить, что политический PR это не связи с общественностью (или общественные связи). PR это прекрасный инструмент, который позволяет развиваться компании, ее товару или услуге по отношению к клиенту. Важно не забывать о подкреплении корпоративного PR-а реальными делами!


Комментариев нет:

Отправить комментарий