вторник, 18 ноября 2008 г.

Офисная "зачистка" или сокращение персонала - оправдано ли?

"Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости". АДАМ СМИТ

Время тяжелого кризиса. Время перемен... Кто только и чего только не пишет на эту тему. Все разказывают "кошмары" о отраслях и рынках и дрожа от нервного возбуждения, что "цунами" до них пока недокатилось. Но шум "Цунами" не заглушишь молитвами ЦБ РФ и Правительству...

О чем я хочу поговорить? Все мы с Вами знаем концепцию 4P. Есть еще куча разновидностей до , я впитал в себя континентальную финскую версию: 4Р+Р+I.

Перевожу на русский - инструменты маркетинга: цена (Price), место продажи (Place), продвижение (Promotion), продукт (Product) + персонал (Personel) + имидж (Image).


Не буду останвливаться на всех них ибо маркетологи и так знают, а другие смогут потом прочесть в моих заметках о них.

Цель наших бесед это осознать, то что происходит с нашим стратегическим планированием. Есть разные подходы к стратегическому планированию, но один инструмент необходим при планировании в крупных компаниях - метод сценариев и прогнозов.

Глубоко его расписывать не буду, но смысл в том, что компания оперирует 5-6 типами прогнозов, которые отличаются как и по времени (1-3 года), так и по содежанию + сценариям, как поведет себя компания в случае реализации прогноза.

Там есть оптимистичные прогнозы, пессимистиеские, негативные и наиболее возможные. Есть еще несколько, но что меня поразило...

Как я понял, если принять на веру, что у наших компаний при стратегическом планировании такие сценарии были, то почему то они все основаны на сокращении затрат по одноми из "Пи" - ПЕРСОНАЛУ!




Вот данные по исследованию департамента "Маркетинг, PR" хедхантинговой компании "Cornerstone": 76% российских крупных компаний намерено усилить контроль за расходами, 52% — оптимизировать численность сотрудников, 25% российских и 60% действующих в России иностранных компаний задумываются о сокращении бонусов. И это данные на октябрь! Дальше будет хуже...



Другое ноябрьское исследование компании "Анкор" было озвучено в газете "Ведомости", опросивше1 371 компанию в 8 крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске и Омске.


Почти треть (30%) российских компаний планируют или уже начали сокращения штата сотрудников. Чаще других заявляют о сокращении штата в Омске (44%), менее всего — в Екатеринбурге (21%). Кроме увольнения в качестве мер по сокращению издержек они планируют сокращение рабочего дня и неоплачиваемые отпуска для сотрудников, а также урезание зарплат и уменьшение финансирования компенсационного пакета. 22% компаний планируют сократить зарплату своим сотрудникам. В Нижнем Новгороде урезать оклады собираются лишь 18% компаний, в Москве — 19%, то Перми и Екатеринбурге -28% и 27% соответственно. В среднем, 28% компаний собирается экономить на сокращении компенсационных пакетов (для сравнения, в Ростове-на-Дону 37%, в Перми — 35%, в то время как в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде — по 21%).

Озвучу Вам небольшую часть списков погибших:


"Русгидро" сократит до 2700 человек", 
"РЖД может сократить 39 000 работников", 
"Консалтинговые фирмы уволят в среднем 10% сотрудников", 
"Синергия" уволит более 1000 человек",
"ЧТПЗ" сократит до 4900 человек", 
"Evraz Group" сократит 15% управленцев", 
"Байкальский ЦБК" увольняет порядка 60% сотрудников", 
"Камаз" сократит около 10% сотрудников", 
"ГАЗ" сократит персонал на 3%", 
"Тагаз" сократит 2-3 000 человек", 
"ОАО "Ситроникс" сократил около 7%". 
О планах по сокращению объявили "Ренессанс Групп", "Газпром" (10%), "РБК", ФК "Уралсиб" (15%), "Альфа Групп", "ВТБ-24" (7%) и "Тройка Диалог", и т.д. ...


Страшновато не так ли? Ведь многие из них позиционировали себя, как успешные компании и лидеры! Прежде, чем расуждать насколько оправдано и грамотно сокращать персонал и т.п., давайте подумаем вообще о сокращении персонала.

Сокращение персонала с позиции менеджмента оправдано, когда у Вас чрезмерный аппарат и количество управленцев на дущу персонала высоко. Кстати одним из главных показателей для инвесторов в торговых сетях служит именно этот коэффициент - соотношение функционального персонала к управленцам (там еще метраж задействован). Потом у Вас может быть просто огромная организационная структура, которая не подходит для Вашего уровня бизнес-организации и когда у Вас увеличение работы тупо выливается в увеличении горизонтальных ставок.

Когда у Вас нет нормальной стратегии по развитию персонала и отсутствует мобильность, когда у Вас нет управленческого учета по персоналу. Ведь не обязательно увольнять сотрудников, можно им предлагать SOHO (СмаллОфисХоммОфис - работа на дому (не для всех сотрудников и вида бизнеса)), а можно ведь отпралять на пенсию и не набирать новых. Да любой кадровик, с корками по администрированию, предложит Вам 4-5 стратегий, на то оно и управление человеческими ресурсами.

И ладно, когда мы с Вами говорим о товарах или производстве. А ведь в услугах - персонал это вообще основное конкурентное преимущество.

Представим, что вышеописанных проблем в компании нет, но там есть "офисный планктон", который нужно урезать. ;)

Мне кстати очень нравится одна заметка Бориса Кригера (русский философ в Канаде) из "Кухонная философия. Трактат о правильном жизнепроведении":
Маркс абсолютизировал труд, провозгласил его 'общественной субстанцией', утверждая, что всякий труд продуктивен. Я не раз сталкивался с этим образом мышления у простых работников на разных континентах. Когда я указывал на контрпродуктивность труда определенного сотрудника и даже вред, который этот сотрудник причинил своим трудом, в Израиле ли, в Канаде ли, - я получал один и тот же ответ: 'Но ведь я же работал!' Этот ответ звучал на разных языках, и даже в весьма грубой форме, типа 'But I was working eight f... hours!' - 'Я работал восемь (далее следует нецензурное ругательство) часов!'. Никакие мои попытки объяснить, что чем такой труд, лучше бы работник вообще оставался дома, не помогали. И не чтобы я отказывался им платить. Об этом и не шло речи. Трудовое законодательство всех развитых стран требует платить за труд вне зависимости от его результатов. Нет, речь шла просто о критике работы, на которую мне неизменно отвечали: 'Но я ведь работал!' И это в Канаде, стране, казалось бы, не тронутой социалистическим воспитанием...
Они ["офисный планктон"] ведь работали! ;)

И так мы с Вами подходим к главной проблеме: "Оправдано ли сокращение персонала, как оптимизация затрат?"

Лично я считаю, что то что происходит сейчас говорит о том, что не оправдано. Почему?

Подавляющее большинство компаний, которые сокращают персонал, скорее всего это делают без плана или сценария. Без стратегии. Им просто срочно нужно нарастить ликвидность в ближайший квартал. Им не интересно, что будет с ними или с отраслью через полгода! Правильно они либо мыслят "желудками" либо у них нет маркетологов (стратегий) или они их не слушают!

Если Вы производственник, то Вам не нужно сокращать персонал - он и так весь пожилой и там осталось очень мало квалифицированных кадров. Вам нужно оптимизоровать другие области: логистику и управление материальными ресурсами (закупку), энергетику и т.п. Уволив персонал, вы его отдаете либо в другую сферу, либо к конкуренту. Вернуть Вам его будет сложно и только с большим бонусом! (Предприятия-города исключения и то самые ценные кадры уйдут к конкурентам или в другую сферу)


Если Вы управляющая компания, то Вы проводите сокращение персонала уже забыв о своих долгосрочных целях. Их нужно корректировать, но не метаться в панике и не отвернуться полностью от них, говоря о том, что не до них или 1998 год повторяется (что само по себе сверхглупость, ибо экономика несравненно изменилась). Тут важно, как отметил партнер Ernst & Young Вадим Михайлов - СОРАЗМЕРНОСТЬ! Сокращать издержки нужно «с умом», а не делать веерные увольнения.

Есть такие направления, где сокращать персонал нельзя ни в коем случае, например услуги! Результатом может стать потеря своего рынка и конкурентоспособности, в то время, как конкурент вырвется в перед.

Сокращение персонала это как вылить стакан воды на горящий автомобиль. Нужно думать о более сложных программах:

  • по оптимизации затрат, 
  • по управлению оборотным капиталом,
  • по работе с инвесторами;
  • по повышеннию эффективности бизнеса.
Нужно сокращать количество секретарш, меньше летать бизнес-классом, чаще читать и иногда слушать, что Вам шепчат маркетологи, которые почему то давно ходят в спасательных жилетах и "пугают нас приближающимся "Цунами"! ;)

Во время кризиса самое глупое, что Вы можете сделать, это начать с последнего из средств - сокращение персонала! Вы должны быть нацелены на лидерство по операбельности (эффективности организационного управление и управления затратами)!



З.Ы. Небольшие плюсы работы в госкомпании есть - денег на нашу зарплату до лета точно хватит, чего и Вам желаю!

4 комментария:

  1. У нас всегда сначала делают, потом, может быть, думают. Потому что квалификация менеджмента НИКАКАЯ. Еще в августе было огромное количество вакансий, все стонали от роста зарплат, что негде взять персонал, что сейчас рынок работника. И брали всех подряд и всем поднимали зарплаты!!!

    Экономика просто устала от этой вакханалии, и тут подоспел кризис. Теперь президент, рынок, сосед (нужное подчеркнуть) разрешил всех нах... уволить, что и делаем. Нам разрешили.

    Глупо это. Что полгода назад всех набирать, всем индексировать, торопиться и прочее, что сейчас всех увольнять и сокращать.

    ОтветитьУдалить
  2. В нашей стране периодически наступает массовое помешательство.
    То все бегут в МММ, то доллары скупают, то все дружно начинают с пивом по улицам ходить. А если спросить человека, зачем ты это делаешь, ответ будет простой: так ведь все так делают! Сейчас новая групповая паранойя: надо всех уволить. Потому что все так делают, вот и все объяснения.

    Кризис на самом деле не в экономике, а в мозгах людей. Одни привыкли потреблять, не зарабатывая, ведь можно же взять кредит. Другие привыкли на этих людях зарабатывать. Это тупиковая модель развития западного общества, основанного исключительно на потреблении. А в том же Китае - там все работают и никакого кризиса там нет. Ладно бы у нас была война и разбомбили всю промышленность. Так нет, все на месте. Поэтому кризис - только в головах людей, которые вели себя как дети, а теперь им сказали, что подарков не будет.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте. Я занимаюсь поиском новых статей для сайта http://smozhem.ru Разрешите опубликовать Вашу статью (естественно с указанием автора и ссылкой на оригинал статьи)?

    ОтветитьУдалить