воскресенье, 29 марта 2009 г.

Книжный развал: "Лучшие идеи Питера Друкера"

В конце декабря я писал о начале сотрудничества с книжным издательством "Питер". Речь идет о некоем рецензировании книг по маркетингу их непосредственным потребителем - читающим маркетологом. ;)

Первую книгу, которую я прочитал и поделился впечатлениями, написал Антон Монин "Как сэкономить на маркетинге и не потерять его".

Получается так, что где-то по одной книге в месяц от издательства "Питер", я постараюсь комментировать. В связи с непредвиденными командировками, обзор второй книги был затянут.


И так вторая книга от издательства Питер называется "Лучшие идеи Питера Друкера" ("The Definitive Drucker"). В США книга была издана в феврале 2007 года, а в России в 2008 году. Книга вышла в серии "Теория менеджмента" по теме "Стратегический менеджмент".


1-е издание, 2008 год, 384 стр., формат 14x21 см (60х90/16), Твердый переплет, ISBN 978-5-91180-642-2


Книгу написала известный американский консультат в сфере менеджмента Эдерсхейм Элизабет Хаас (Elizabeth Haas Edersheim). Книгу она писала в последние два года жизни Питера Друкера, проводя с ним постоянные встречи и беседы.


Элизабет в 1979 году начала работать в McKinsey и одна из первых женщин добилась статуса "партнера" (В МаКинзи тяжело получить этот статус, а в начале 80-х было практически невозможно). Работала до 1988 года с ключевыми клиентами из промышленности. С 1988 года она основала свою консалтинговую фирму NYCP (New York Consulting Partners) для работы в сфере стратегического планирования и M&A (у которой почему отключен сайт за неуплату http://www.nycp.com/). В 2000 году она продала свою компанию и сфокусировалась на написании книг и консалтинге ограниченного круга компаний в статусе советника.


За эти 21 год работы вне МакКинзи Элизабет стала автором нескольких книг и многочисленных заметок. У нее есть свой сайт, где она постоянно пишет интересные статьи для The New York Times, The Harvard Business Review, и The Wall Street Journal.(возможно я начну выкладывать ее некоторые заметки в разделе своего блога "умные люди").

Элизабет живет в северной части Нью-Йорка с мужем и двумя детьми. ;) Happy end!

Касательно персоны Питера Друкера, то Вы можете ознакомится с краткой биографией автора на Википедии. В Рунете к сожалению во многих биографиях Друкера не отметили того, что он умер в 2005 году в возрасте 95 лет. Вторым источником о жизни Питера Друкера именно как классика менеджмента, а не человека, может стать данная книга.

Красивая обложка и оформление, хорошая бумага и верстка. Единственным недостатком этой книги с точки зрения оформления я бы назвал отсутствие ссылок на сайт автора и использование ссылки на англоязычный сайт книги, а так же использование не очень хорошей фотографии на центральную обложку. Видно что дизайнер ее спасал от кучи пикселов применяя фильтры в фотошопе. Однако черный цвет и черно-белая фотография удачно прячет этот дефект и все выглядит продуманным и логичным. К тому же за основу была взята "родная обложка книги" (может быть это требование автора или его представителей).


Когда Питер Друкер обсуждал написание данной книги с Элизабет, то он просил сконцентрироваться на двух моментах:
"При адаптации моих идей к реалиям 21 века вы должны вести себя так, словно являетесь главой компании "Друкер и Ко", - т.е. исследовать всю мою работу и избавится от того, что оказалось ошибочным, больше не актуально, не приносит результатов или просто неправильно".

"Не увлекайтесь теоретизированием, придерживайтесь того, что существует фактически. Многое уже произошло".
Писать рецензию на подобную книгу достаточно сложно, но интересно. Из многих классиков менеджмента - Питер Друкер занимает особенное место. Многое того, что он написал в своих 39 книгах стало основой маркетинга, как науки.

Как сказал Котлер, что если его называют "отцом маркетинга", то тогда Питер Друкер "дедушка маркетинга". Об этом кстати я прочел в данной книге.

Стоит понимать, что это книга написанная американкой для американцев. Хоть автор не задавалась писать биографию Друкера, но в книге слишком много уделяется самому Друкеру, а не его мыслям. Хорошо это или плохо, сложно судить, т.к. достижения и заслуги Друкера колоссальны, но местами для книги неуместно. Автор много пишет о Друкере, но практически не делится своим мнением. Возможно это тоже накладывает отпечаток "биографичности" для этой книги.

Основная проблема в современном маркетинге заключается в том, что большая часть инструментов анализа в маркетинге, как например, матрица МакКинзи или Бостонская матрица предназначены для лидеров рынка. Адаптация их и их результатов к не лидерам рынка - сложная задача для маркетолога.

Автор идет по тем же стопам. 99% знаменитых компаний упомянутых в книге - это лидеры в своей отрасли. Данный фактор негативно влияет на практичность данной книги, но и тут Друкер особенный. Он всегда стралася писать о том, что управленец/менеджер - это человек умственного труда. Большая часть его примеров, цитат и высказываний подчеркивают это. Инновации, обучение и движение вперед не за счет сокращения персонала или фондовых спекуляций - это путь Питера Друкера и той большой части компаний, на которые он оказывал влияние.

Если Вы маркетолог, то эта книга Вам может быть не так интересна, как менеджеру. Многие друкеровские вещи о которых пишет Элизабет давно известны в маркетинге и являются аксиомами (если они есть в маркетинге). Однако не поддавайтесь первому впечатлению от этой книги. Нужно помнить, что это сейчас "прописные истины", но первым о них стал писать и говорить именно Питер Друкер.

Часть матриц, аналитических подходов и управленческого самоанализа изложенных в книге мне понравились и конечно пригодятся в моей работе. Например я для себя уяснил оригинальный метод консультирования Друкера. Очень часто консультанты начинают давать советы и объяснять, что и как нужно делать. Особенно этим страдает "коучинг".Более сложным видом консультирования является метод задавания правильных вопросов, которым в совершенстве владел Друкер. Он мог вести совещания в P&G (Procter&Gamble) не дав ни одного совета, а просто направляя беседу в нужное русло правильными вопросами. Для этого нужно иметь более объемное мышления и уметь системно подходить к стратегии и тактике компании.

Например 5 правил для принятия решений по найму сотрудников от Питера Друкера:
1. Посмотрите на несколько человек, потенциально подходящих для этой работы.

2. Подумайте над тем, что каждый кандидат может привнести в эту должность и организацию в целом.
3. Сделайте так, чтобы самые разные люди познакомились с кандидатом и узнали его как человека.
4. Обсудите каждого кандидата с несколькими людьми, работавшими с ним.
5. После приема человека на работу обязательно убедитесь, что он разбирается, в том что делает.
Это краткое описание, подробнее Вы можете узнать прочитав саму книгу или когда-нибудь я напишу об этом в блоге.

Резюме:

Если Вы никогда не читали Питера Друкера, то это отличная книга, чтобы познакомится с мыслями и мышлением классика менеджмента в мире. Если Вы прочитаете только эту книгу про Питера Друкера, но потом не прочитаете ни одной его книги, то это будет непростительной ошибкой. 


Для маркетологов эта книга хороша, что бы понять мышление тех людей, которые влияли на классический менеджмент и маркетинг. Понять, что не все в этой жизни измеряется долей рынка или стоимостью акций компаний. 



Для не маркетологов эта книга должна стать ступенью для более сложных книг.



Приобрести книгу или узнать ее точные координаты можно здесь!



З.Ы. В США эта книга стоит 28$, у нас же всего 315 рублей. Почувствуйте разницу...
З.Ы.2. Теперь в течении года я просто обязан прочитать хотя бы еще 1 книгу Друкера и научиться задавать правильные вопросы. Чего и Вам желаю!

1 комментарий:

  1. По поводу правильных вопросов вспоминается фраза из какого-то фильма: "Всю жизнь я винил белых, бога за все страдания которые они причинили мне и моему народу...Но я задавал неправильные вопросы...Правильный вопрос: а сделал ли ты что-нибудь чтобы твоя жизнь стала лучше?"

    ОтветитьУдалить