понедельник, 6 апреля 2009 г.

Медиа рынок и реклама после первой волны кризиса


Я писал уже ранее о том, как сложно переживает кризис рекламная и медийная отрасль. Хорошие новости сменялись плохими и наоборот. В итоге наступил апрель, который уже более или менее поставил все на свои места.


"Есть выжившие" заметил я ранее про журнал "Огонек", который якобы взяло на поруки ИД "Коммерсант". Сотрудники журнала устали ждать и решили защищать свои права на получение зарплаты в суде. Зарплату задерживали с ноября 2008 года. Сотрудников подтолкнул к поиску правды в суде тот факт, что офис редакции сменил прописку и оборудование стало делится - часть в ИД "Коммерсант", а часть в неизвестное направление. ;(





Однако одно дело говорить о "середнячках" медийного рынка, другое о лидерах медиа среды. "Ведомости" и "Московский комсомолец" решили переводить сотрудников на сокращенное время работы (короткая неделя и поэтапная оплата/гонорар). Правда "Ведомости" предпочли этот метод, как альтернативу сокращению персонала. ИД "Аргументы и факты" начал сокращения с самого не нужного и бесперспективного отдела. И это не отдел документооборота, секретарей, шоферов и уборщиц. Да, они решили увольнять маркетологов. ;)


"Комсомольская правда" уволила 15% персонала и уменьшила объем газеты. Лично я рад, что "КП" похудела, т.к. "достоверных фактов" было чересчур много в этом издании.



Фактором который сильно повлиял на данные СМИ стало резкое снижение количества рекламы в их изданиях. Так по подсчетам Аналитического Центра "Видео Интернешнл" (АЦВИ) объем рекламы в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года снизился на 53%. И это не тот сезонный спад продаж о котором думали представители медиа. Уровень сокращения превысил самые пессимистические настроения в 2 раза.

Обесценивание рубля, демпинг в борьбе за рекламодателя (скидки до 65%), отказ крупных рекламодателей от изданий второго эшелона все это вместе привело к тому, что лидеры стали падать.




Сокращение медиа-бюджетов коснулось не только печатные СМИ, а вообще весь рынок. Даже оптимисты в интернет рекламе вынуждены констатировать определенный спад (снижение). Компания Procter&Gamble, являющаяся крупнейшим рекламодателем на телевидении по числу выкупленного времени, в январе резко сократила свое присутствие сразу на нескольких телеканалах: НТВ, ТНТ, Рен-ТВ и ТВ-Центр. Стоит отметить, что эта компания входила в ТОП-5 крупнейших рекламодателей в РФ и возглавляла этот рейтинг по ТВ рекламе (теперь она его замыкает). Ранее компания из-за роста цен на "Первом канале" отказалась с ними сотрудничать, что привело к сокращению достаточного количества доходов тв-канала (компания тратила около 1/3 своего выкупленного тв-рекламного времени на данном канале).

Из-за сокращения рынка ведущий российский наружный оператор Gallery Media может не расплатится со своими долгами. Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг долговых обязательств компании с «В-» до «ССС+». Прогноз по рейтингам — «Негативный». По состоянию на 30 сентября 2008 г. совокупный долг на балансе компании составлял $288 миллионов. Демпинг (скидки 25%) + курс рубля и обвал рынка наружной рекламы (за первый квартал 2009 года сократился на 38%) делает затруднительным данной компании выполнить долговые обязательства.

Фактически сейчас всем участникам рынка очень "не хорошо", как заказчикам, так исполнителям. Легче переживут кризис (хотя уже говорят о второй волне кризиса) те компании, у которых хорошие связи с крупными игроками рынка и финансовыми структурами. Пена осядет и "псевдо-изданий" как в центральной, так и региональной прессе станет меньше.



Смущает только, что сейчас в основном заметны негативные проявления у лидеров рынка,
а "газетный планктон" еще живет. К сожалению пока можно констатировать, что никто из упавших лидеров так и не поднялся.

P.S. Хотите увидеть больше антикризисных плакатов - смотрите сюда!

11 комментариев:

  1. Michelino, у Вас, как всегда, получился очень интересный обзор медийного рынка. Уточняющий вопрос: снижение объемов рекламы на 53% по данным АЦВИ - это касается всего рынка рекламы в России или только печатных СМИ?

    ОтветитьУдалить
  2. В печатных СМИ! Общий спад пока варьируется от 35 до 45% (по разным подсчетам).

    Сейчас просто крупные игроки уже утвердили свои медиа-бюджеты. А ведь треть рынка это компании дающие рекламу от случая к случаю. Скоро таких случаев станет меньше.

    ИМХО если банкротств ведущих операторов рынка удастся избежать, то падение прекратится.

    ОтветитьУдалить
  3. Вообще-то крупнейшим оператором наружной рекламы в России является News Outdoor. :-)

    ОтветитьУдалить
  4. Этимологию Вам, как филологу, "ведущий" и "крупнейший" объяснять не буду. Показатель "крупнейший" в денежном отношении, обороте или количества площаей или по самому дорогому региону (Москва)?! ;)

    ОтветитьУдалить
  5. Согласен, что слово "ведущий" не обязательно подразумевает "крупнейший". Но согласно данным Эспар-аналитик News Outdoor лидирует в Москве и по стране в целом по количеству рекламоносителей, и по присутствию в регионах и по обороту. Даже в Самаре News заметнее Gallery.

    ОтветитьУдалить
  6. News Outdoor — крупнейший в стране оператор наружной рекламы. Владеет около 40 тыс. поверхностей в 90 городах. Выручка в 2008 финансовом году (закончился 30 июня) — $385 млн. Владельцем 73% российского бизнеса News Outdoor является News Corp. Руперта Мердока, оставшимися 27% владеет топ-менеджмент. Группа Gallery — второй после News Outdoor оператор наружной рекламы в России. Владеет более 41 тыс. рекламных поверхностей в 30 городах России. Выручка за девять месяцев 2008 года — $156,5 млн, чистый убыток — $1,9 млн. В 2006-2008 годах Gallery потратила на скупку активов в России и на Украине более $205,5 млн. Надеюсь Вы не будете спорить, что у нас всего два оператора наружки и больше нет? ;) ИМХО "ведущий" вполне уместно. К тому же рекламных поверхностей у них побольше чем News Outdoor. Просто последний недавно прикупил фирму с 1,700 поверхностей и находится в стадии поглощения.

    ОтветитьУдалить
  7. Я же уже согласился со словом "ведущий". :-) Хотя оно по-прежнему может быть истолковано и как "крупнейший". Спорить по другим поводам и не думал. ;-)

    ОтветитьУдалить
  8. Управление Федеральной налоговой службы (ФНС) по Москве предъявило претензии на 1,3 миллиарда рублей российскому оператору наружной рекламы News Outdoor, который принадлежит компании News Corp медиамагната Руперта Мердока. Об этом пишет газета "Ведомости". Сумма претензий составляет почти 14 процентов от оборота News Outdoor в 2007-2008 финансовом году.

    ОтветитьУдалить
  9. А Gallery скоро обанкротиться. И что? Просто кто-то хочет купить News по дешёвке. Лучший способ отъёма бизнеса в России - налоговые претензии.

    ОтветитьУдалить
  10. Так ведь налоговые претензии предъявляются руками государства. ))

    ОтветитьУдалить