четверг, 20 августа 2009 г.

Дизайнеры в башне из слоновой кости!


Навеяло сегодня общением с директором крупной самарской web-студии. Он маркетолог, как и я, но только сам себе хозяин. Общаемся с ним уже 2 года и раз в квартал пьем пиво. ;)


Сложный и многогранный человек. Интересный. Мне нравится, что он может поддерживать свой бизнес, очень активный и не глуп. Многих напрягает своим коммуникативным подходом "рубахи-парня американского продажника". Давит общением, причем не специально. Многие считают, что не продавать при беседах он не может.

Может... Литр темного пива и "продавайка" спит. ;) Он очень много и интересно рассказывает о самарском рынке web-строительства. Оценивает в 150 игроков из которых 80% это студенты недоучки.

У него свои дизайнеры, плюс аутсорсеры и практически нет фрилансеров. О дизайне обожает говорить и т.п.


Но сегодня при общении он меня добил. Я решил поделиться и высказаться о проблеме с которой многие сталкиваются при общении с дизайнерами.


Дизайнеры это прослойка творческих людей, которые такие же "талантливые", "креативные" и неуправляемые как и программисты. Общение и умение работать с программистами это великое умение и знание. Его можно получить через опыт или стать специалистом по управлению проектами. И то, и то сложно.


Так вот дизайнеры это такие же "священные коровы", как и программисты или танцовщицы (из худ коллективов). Нарекательное слово "дизайнер" так же популярно как и "маркетолог" (правильно звучит "маркетер").

Многие люди, как и сами дизайнеры с трудом понимают, что в их профессии есть специализации и правила (!). Для большинства умение рисовать считается главным в профессии, при этом понятие "рисовать" у всех разное. Однако "элитарность" творческой профессии помещает их в некую "башню из слоновьей кости".

Например сегодня дизайнер из web-фирмы доказывал, что для их корпоративного стиля не нужны пантоны или CMYK (точные цвета для калибровки оборудования на котором происходит нанесение или печать). Мотивируя это, что "вы сделайте пробный, а мы посмотрим..."


Когда я искал дизайнеров себе в компанию, то я сталкивался с ребятами со спальных районов, которые курили "Беломор" пили "Клинское", умели фотошопить и работали в PageMaker (последняя версия в 2001 году), и матерились. И конечно их весь креатив обуславливался их мирком "обосанных подъездов" и т.п. Отсюда нужно понимать, что уметь пользоваться программой это не равнозначно умению "рисовать" или "быть дизайнером". Подобных я бы относил к "Юзеры-звери" ("Юзвери"), специалистам которые освоили инструмент, но не умеют его использовать. Очень часто сидят в полиграфии.


Другая ипостась это дизайнеры, которые слушают последнюю андеграунд-музыку, ходят на "Ночь пожирателей рекламы" и другие тусовки, ходят на фотовыставки и "ментально крутятся" где-то в небожителях. Эти "специалисты" не всегда умеют хорошо работать, в короткие сроки и им нужно искать "музу". Очень часто они делают то, что другие за 1-2 дня, неделю или две. С ними сложно общаться, так как очень часто для них все Заказчики, как минимум "не умные люди", которые не понимают их творчества. В итоге Вы получаете его "виденье" без учета Вашего. Я бы их отнес к понятию "Лодыри эстетики". Они бывают во фрилансе и в рекламных агентствах (реже).

Третий тип дизайнеров это парни работяги, которые сидят на потоке работ и которые делают все быстро и оперативно. С ними нужно сидеть часто рядом, т.к. они забывают вносить нужные правки (я сидел по 3-4 часа и проверял правки, а так же не давал другим заказам отодвинуть мой) или увлекаются старыми программами, что бы этим подчеркивать свою "гуруистичность". Часто это связано, что у конторы нет денег на лицензионный софт или "гуру" не умеет учиться и освоил эту программу методом "тыка" очень давно. ;( Из-за того, что они сидят на сдельной зарплате и им важно сделать больше работ за короткое время, то их предложение дизайна это часто "тупой шаблон" скомпилированный из старых фото-баз. Их работу часто видно, когда в каждом 4-м буклете и в каждой 5-м белке Вы видите негров или китайцев или людей с техникой и одеждой 80-х годов. Это они - дизайнеры "Торопыги". Этот вид часто встречается в рекламных агентствах.

Есть еще, но более редко вид действительно хороших дизайнеров, у которых действительно развито воображение, мышление, нормальный уровень жизни и т.п. Ибо часто у нас рекламу для элит-продуктов делают люди, которые не понимают, что они создают. Нет понимания концепции. "Хорошие парни" (они же хорошие дизайнеры) должны делать дизайн дольше, чем "торопыги" и меньше чем "Лодыри эстетики".

Помимо основных типов (они часто комбинируются в одном дизайнере в разных пропорциях):

Юзвери;
Лодыри эстетики;
Хорошие парни;


мы должны учитывать пол дизайнера, а так же его сущность "сова-жаворонок". Девушки-дизайнеры сильно отличаются от мужской составляющей, но мы это обсудим как нибудь потом.

Что еще важно учитывать заказчику:

а) софт - если дизайнер пашет на старом софте, то он и все остальное Вам сделает старое;

б) коллажирование vs. рисование - вопрос возможностей дизайнера. Очень часто Вам продают простой коллаж из фотографий. С другой стороны многие дизайнеры, которые считают что умеют рисовать в векторе не знакомы с банальной анатомией. И конечно тут вопрос цены и качества;

в) образование - с худ образованием или рекламным - еще очень мало дизайнеров и это очень плохо. У людей в профессии со стороны очень маленький багаж знаний.

г) сроки + сова<->жаворонок - всегда закладывайте сроки больше, держите запасное горячее время. Что фрилансер, что агентский сотрудник - все они не умеют соблюдать сроки по разным причинам. Если срочный заказ, то лучше приехать с "паяльником" и сидеть рядом. Особенно в полиграфии, ведь нужно еще учесть сроки на допечатную подготовку, сушку и т.п.

д) "личные контакты" - лучше знать лично дизайнера и иметь его контакты. Это сложное правило, но оно очень полезно. Ваш аккаунт-менеджер в агентстве сам ничего не умеет и на самом деле он Ваша ходячая "смс-ка" по своему агентству. Если дизайнер соня и его нет на месте, то маловероятно что кто-то другой доделает так как надо. Во "фрилансе" общение с исполнителем это одна из Важнейших целей. Очень часто вы общаетесь через интернет и только общение может Вам дать нужную информацию о компетенции исполнителя (Фрилансеры обожают пропадать взяв заказ).

е) "специализации" - Вы должны понимать, что в дизайне много специализаций, от работы с фотографиями, верстки, полиграфии, наружной рекламы, до web-дизайна и т.п. И никакой фотошопер Вам не сделает того, что может грамотный верстальщик (и наоборот).

ж) "время-деньги-качество" - нужно понимать, что два угла этого треугольника (модель японского менеджера, не помню фамилию) влияют на третью. Хотите быстро и качественно будет дорого, хотите качественно и не дорого - будет долго. ;)

з) "системный подход к профессии" и об очень важном. Системный подход в профессии очень важен. Как я уже писал Вам выше, именно отсутствие системного подхода меня возмутило и подтолкнуло написать это сообщение в блоге. Нормальный специалист должен знать немного из смежных специальностей. Он должен знать, что такое допечатка или корректура, особенности полиграфии, верстки, работы с фотографиями и т.п. Он может не уметь это делать, но иметь понятие об этом - обязан.


(дизайн пирожных)


Иначе мы сталкиваемся с вариантами, когда дизайнеры присылают вам все в кривых, а Вам нужно внести правки в текст. ;) А шрифтов нет и пошло и поехало, а у дизайнера отключен сотовый. Так же и до печатная подготовка. Мало нарисовать картинку, нужно думать, как она будет и на чем напечатана. На какой бумаге и в каких цветах (пантонах). Иначе мы получаем, то что не на экране монитора (при условии, что многие умеют их калибровать под цветопередачу).

И конечно, когда делается корпоративный стиль и т.п. Его должны делать дизайнеры, которые специализируются на логотипах (отдельное направление), корп стилях и сувенирной продукции.

Отсутствие знаний о том, что клиент будет делать дальше с "шедевром" это как раз тот кусок "башни слоновьей кости" где запираются часто программисты, дизайнеры и увы маркетологи.

У дизайнеров в агентствах это часто вызвано тем, что в большинстве региональных агентствах не создают продукта, а штампуют шаблоны. Роль современного регионального агентства это как правило обыкновенное посредничество между заказчиком и исполнителем. Позиция креативного директора, бренд-менеджера и т.п. это все еще лишний балласт для рекламной отрасли в провинции, ибо Заказчик все еще хавает и так...


З.Ы. Хороших дизайнеров нужно долго искать и беречь, их мало.

З.Ы.2. Маркетологам тоже нужно знать, чем занимаются аналитики, BTL-щики и т.п. братья и сестры по отрасли.

2 комментария:

  1. В башнЕ!

    Не смогла подписаться после этого в заголовке статьи

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, поправил. Ночью писал... ;(

    ОтветитьУдалить