вторник, 20 июля 2010 г.

Сказки на ночь: "О маркетинге"

Пишу, как ответ на пост Крылова "От такого маркетинга я отказываюсь!" Пост вызвал в рунете не шуточное бурление, поэтому побурлим и мы. ;)


Хотя конечно у меня складывается впечатление, что это "эпатажный пост" или ньюсмейкерство, уж больно все подобрано и аргументировано максимально "убого" и негативно. И таким образом месье Крылов хочет стать "Германом Стерлиговым" в маркетинге. Для проформы я подождал недельку, но так и не дождался свежего письма в стиле "Как я Вас всех обманул!"

Басни Тезисы Крылова:

  • Маркетинг вводит в заблуждение, обманывает, заставляет человека желать иллюзию. Это относится как к людям маркетингом занимающимся, так и ко всем нам, к «потребителям» на его языке. Вслушайтесь, всмотритесь и вдумайтесь в термины маркетинга: «целевая группа», «скрытая реклама», «сформировать потребность», «импульсная покупка».
Анализ профессиональной терминологии и арго с целью доказательства "непонятности" и "губительности" маркетинга это великолепный алогичный прием манипулирования. В лучших традициях Лаврентия Берии, который из опечатки в слове "Сталинг(р)ад", выписывал людям по 7 лет колоний. Так и тут месье Крылов сравнивает "огурцы" и "айфоны" и выстраивает псевдо-понятийную связь.

Максимум, что делает неэтичного маркетинг, так это рекламирует табак и алкоголь не своей ЦА (а молодежи) и то это специфика нескольких отраслей. А желать иллюзию заставляет поэзия, любовь, кино и т.п.  Их тоже к досье пришить?

  • Маркетинг старается подчинить человека, сделать его слабым и зависимым, но ненасытным в постоянном потреблении. Маркетингу нужен потребитель, а не человек. Он и пытается привязать каждого к бренду, снабдить нас искусственной идеологией и верой («потребительские ценности») и отвлечь человека от поиска и осмысления себя, мира и живого. Маркетинг стремится сделать из человека биомеханическую машину потребления и уничтожить в нём человеческое (свободу, осознанность, духовность, Любовь). Произнесите вслух слово «потребитель» и ярко увидьте и почувствуйте стоящее за ним.
Помимо маркетинга подчинить человека, сделать его слабым и зависимым пытаются теща/свекровь, военкомат, начальник на работе и Правительство РФ. ;)  

Фактически любая коммуникация это обмен информацией по какому-то "тарифу". Кому-то нравится сама информация, кому-то эмоции и т.п. Маркетинг в классическом понимании именно ищет в потребителе человека и фокусируется на его желаниях. А о том, что пишет Крылов (возможно он не в курсе), было в начале прошлого века, когда маркетинг только зарождался и рынком крутили производители. Сейчас же в войне рынков Форда ("любой форд, если он черный") и Старбакса ("любой кофе, какой любишь ты"), победил давно "Старбакс".

Потребитель это клиент с выбором.  Процитирую Вольтера "Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным"

Другими словами, только сам человек может потерять любовь, свою свободу и духовность. Мета-составляющие психики человека ни какой маркетинг уничтожить не в силах, пора бы уже и знать. Как и то, что не "нас заставляют быть зверьем", а мы сами "хотим быть такими".


  •  Маркетинг стремится к постоянному усилению зависимости человека и к получению от него всё большего. Он заставляет человека ненасытно потреблять все больше и чаще искусственные и вредные для психического и физического здоровья продукты / услуги / ценности.
А до маркетинга люди не потребляли и не воевали за золотые "цацки" и ресурсы? Не было обжорства и переедания? Не было тысяч платьев у царских особ? ;) 

Если бы автор мог доказать, что реклама заставляет покупать или осознанно влияет на выбор человека, то он получил бы Нобелевскую премию. Ведущие специалисты по поведенческой экономике, социальной психологии и рекламе не могут  помощью экспериментов доказать прямую взаимосвязь "рекламного взаимодействия" и "продажи". Никто не заставляет людей пить "паленую водку" или "порошковое пиво", кроме их "доходов", "интеллекта" и "потребительских предпочтений". Причем тут маркетинг? Это характеристики личности человека. Индивидуальные.

А уж экстенсивный путь развития у нас на земле происходит последние 2-3 000 лет. Если сейчас продается гектары и километры земли, то раньше люди бились за пару берез между двух сел. ;) Такое впечатление, что автор проспал курс всеобщей истории и культурологию.
  • Маркетинг стремится приравнять нас к машинам и поручить им контроль над нами. Душа начинает лениться, а человек разучается жить вне искусственного, попадая в плен к потреблядской «матрице».
Автор возможно не в курсе, но человек это не общежитие или коммуналка, где власть переходит к тем у кого есть продукты. Сознание не бьется там с душой и совестью. Мы должны говорить о целостной личности, а не вычленять там "душу" или "совесть" (эфемерные понятия). Человек, как часть "социального стада" всегда управляем, как часть группы, но при этом всегда автономен, как личность. Поведение человека может меняться под влиянием группы или самостоятельно, но не под влиянием маркетинга.

Логика и критичность сознания делают не возможным становится "хомо машинукус". А вот дефицит, недостаток информации, цензура, клерикализация общества (кстати очень похоже, что автор банально попал в секту и поэтому так резко сменил свое поведение, что отметили ряд блоггеров, которые заочно с ним знакомы (что не похоже на его поведение)) это все может сделать из человека "хомо советикус".

Не забуду историю свое матери, которая студенткой с подружками купив какую-то польскую губнушку, потом использовала лак, что бы покрыть губы, для того что бы губнушка дольше сохранилась. Или двоюродного младшего брата, который жевал жвачку по полгода в конце 80-х. Вот это действительно плохо, когда Вы не имеете выбора и пользуетесь только Глонассом или ездите только на ВАЗе и не имеете доступа к современным лекарствам. 

Маркетинг в данном плане обеспечивает людям возможность выбирать те товары и услуги, которые им подходят, а не стоять в очереди за гос-эрзацем.

  • Большинство продвижения построено на соблазнении человека пороками. Человек погрязает в них и забывает, как может быть по-другому
    Маркетинг это задумка Сатаны? Дьяволы на Земле ходят и искушают потребителей? Потребители теряют право попадания Shop-Heaven, где все "энклюзив"? Очень похоже, что автор банально стал адептом какой-то секты. Пороков не существует!

    Есть: противозаконная деятельность, есть не одобряемая современной моралью деятельность и есть скрытые желания, которые мы не умеем удовлетворять в рамках не нарушения первых двух явлений. Люди просто забывают читать эпизодически УК РФ и "Золотую рыбку" (+ для верующих: тора/коран/библия).

    А бичевание пороков не что иное, как борьба за массы и их управляемость со стороны институтов церкви с древнейших времен (поэтому и интернет для них "зло", т.к. дает свободу информации). Иначе мы бы не слышали скандалов о педофилии и т.п., а РПЦ не предлагала бы Ксюшу Собчак в кандидаты в "святые".

    Все банальней: нужно вести себя как "человек", а не как "собака Павлова". Маркетинг тут не причем...


    • Маркетинг старается сделать людей несчастными, вызвать страдание без вожделенной вещи и неуёмное желание снова потреблять.Маркетинг разрушает и делает зависимой самость человека, запутывает и лишает его покоя. Не видя опоры, не веря в себя и других людей, человека становится несчастным и управлять им ещё проще. Человек становится внушаемым.
    Несчастными мы делаем себя только сами. Поиск внешних врагов в собственном несчастье это банальное малодушие и идиотизм. "Всегда виноваты обстоятельства и ОНИ!" Правда удобно так жить?

    Внушаемость это условное понятие, как и гипнабельность. Человек может "промыть себе мозг" только сам. И  испытывать счастье от обладания "джинсами, видаком и т.п." могут только несчастные люди, которые выросли в эпоху дефицита.

    Никогда не забуду свой самый счастливый детский новый год. Жил тогда у бабушки, был 86 год прошлого века (как звучит!). В новый год гоняли какой-то балет. Мне налили яблочного сока из банки с яблоками (консервировали все что росло на даче, ну разве что навоз не запасали), дали 1 мандарин и 2 заварных пирожных купленных в единственном кинотеатре в том городе. И я был просто фантастически счастлив. ;)

    Кстати будучи в РГГУ, там есть великолепная кафедра нейропсихологии с замечательным профессором Ш. (мило с ним общаемся). Так вот он на лекциях рассказывал (аудио запись кстати есть), что человек несчастен по природе и это состояние биохимии мозга. Счастье это не нормальное состояние человека, а резкий выброс различных химических элементов из желез и т.п. Быть постоянно счастливым физически не возможно! + он много что рассказывал, например: зачем надо иногда плакать, почему плюем именно через левое плечо и т.п.

    • Маркетинг разрушает Природу, Землю и целостность человека.
    + Андронный коллайдер, Аль-каеда, МакДональдс и Dove (вырубают джунгли под пальмовое масло) и Чейни с BP! Такое впечатление, что автор жил в тайге и голым, а потом вышел в народ и сказал: "Люди что Вы творите?" ;)


    • Маркетинг лишь один из инструментов создания и поддержания иллюзии и заблуждений в нашем обществе. Маркетинг достигает того, чего он достигает через заполнение пустоты, которая образовалась на месте веры, самости, ценностей, и воспринимающего сознания и сердца человека, которые целенаправленно (не знаю, кем и зачем) разрушаются в нас и в наших детях.
    + Первый канал с НТВ, где "Малахов+", "Пусть говорят", "Поле чудес", "Кривое зеркало", "Программа максимум", "ЧП" и т.п. 

    Отдельно: Грызлов с пирамидками Петрика и программа новостей на Первом канале (после нее хочется получить гражданство РФ еще один раз, ведь такая прекрасная страна (хотя меня дважды показывали за несколько лет в этих новостях))!

    Увлекаюсь давно краеведением и историей Царской России. Коллеги не дадут соврать, т.к. я им иногда пишу планы в стиле русских купцов начала 19 века. ;)  Так вот откроешь газеты за 19 век и там про "потерю духовности", "конец света" (в Самаре он был дважды в 19-веке и несколько сотен людей ложились в гробы на улицах; вот было зрелище), "про китайскую желтую угрозу" и "потерю национальной самоидентичности", "заимствование заморских слов и рецептур", и т.д.  А уж поиск внешнего врага, который нас разрушает - это классический образ "другого" в сознании постсовковской России. "Это не мы "зверьми стали", это нас ОНИ "заставили". ;)

    Автор в данной статье и насобирал все что только можно было придумать про маркетинг. Что лишний раз наводит мысль о "продуманном эпатаже" или "сектантстве".

    • Таким я знаю традиционный маркетинг и от такого маркетинга я отказываюсь. Таким он не нужен ни мне, ни Вам, ни нашей планете. Да, и спасибо кризису за моё осознание. 
    Я таким традиционный маркетинг не знал и не ведаю. Все факты изложенные месье Крыловым притянуты за уши и носят яркий эмоциональный и нелогичный негативный окрасок.  Несмотря на значимый послужной список, автор как минимум не ориентируется в маркетинге и уж точно не знает историю маркетинга (как он менялся до маркетинга ориентированного на клиента). Его заметка - Великий бред. И соглашусь с мнением ниже, действительно "как девченка-веганка какая то"!

    Интересный комментарий на эту статью разместил Виктор Тамберг "Этот ужасный, циничный маркетинг". (Цитата: "Смешно конечно, когда взрослый неглупый мужчина начинает страдать аки девочка-веганка по невинно убиенным лабораторным мышам. Кризис среднего возраста?")

    P.S. За все ссылки спасибо Евгению Симахину!

    3 комментария:

    1. "Кстати будучи в РГГУ, там есть великолепная кафедра нейропсихологии с замечательным профессором Ш. (мило с ним общаемся). Так вот он на лекциях рассказывал (аудио запись кстати есть)"

      А можно как нибудь послушать эти записи. Очень интересно.

      ОтветитьУдалить
    2. Буду очень благодарен, да и не только, думаю оч многим это интерестно

      ОтветитьУдалить