воскресенье, 7 ноября 2010 г.

Вестернизация через ТВ-сериалы, как эффект конкуренции

Я писал ранее о вестернизации в другом посте "МакДональдс, как всемирное зло или культурная вестернизация?", однако на днях случайно посмотрел Первый канал и отметил новый тренд. Несмотря на то, что я немного поднимал тему русских сериалов, захотел поделится новыми наблюдениями.

Я не буду обсуждать потребительское качество отечественных сериалов, а только повторю, что снимают их ради телерейтинга для рекламной аудитории (окупают показом рекламы). Географически страна поделена между определенными каналами, чьи доли рынка крайне устойчивы, а новые игроки могут создаваться только в спутниковых и кабельных сетях с их локальной аудиторией.

В России 1-2 кабельные сети, которые с натяжкой можно назвать федеральными. В Самаре это пермский "Эр-Телеком" с их продуктом "Дом.ру". У них в сети кстати запустили новый самарский канал "из трех букв", который создается одним амбициозным пожилым псевдо (признанным) журналистом для своего чада. Чадо любит фотографироваться в кресле с маленьким земным шаром в руке + умудрилось "сжечь" около 500 000 рублей на неудачный интернет-стартап. Как видите - инвесторы в некоторых регионах могут создавать локальные продукты - это хорошо и нужно, но а как дела на федеральном уровне?

Государство мало заинтересовано в росте количества ТВ-игроков. Те которые есть либо полностью государственные, либо газпромовские или окологосударственные. :) Важно понимать, не смотря на поделенный рынок с высокими барьерами вхождения, федеральное телевидение с общим инвестором в лице государства -  все таки бизнес, а не политика. Битва за рекламные бюджеты идут не шуточные, особенно в среде развлекательных шоу и сериалов.

Почему? Если Вы думаете, что антимонопольная борьба с "Видео-интернешнл" (которая контролировала 95% отечественных продаж рекламных тв-площадок), кризис и спад рекламных бюджетов привели к снижению стоимости ТВ-рекламы, то Вы глубоко ошибаетесь! ТВ-реклама в 2010 году подорожала в 2 раза по сравнению с 2009 годом...  

ГТРК Россия запускает свои юмористические шоу, что бы заглушить шоу Первого канала. Конкуренция растет! Отечественные сериалы пекутся, как пирожки. В пирожковой гонке участвуют НТВ, Первый и Россия. ТНТ и СТС я не буду сейчас затрагивать, т.к. у них отдельное направление с ситкомами (англ. sitcom, сокр. от situation comedy — ситуационная комедия).

Борьбу сериалов и фильмов наблюдает ряд печатных СМИ, замерщиков аудиторий и другие заинтересованные группы. Короткие заметки по аудитории сериалов и развлекательных программ публикует Newsru.com. Например, что Дом-2 уже несколько лет принадлежит "Sony pictures" и является самым популярной передачей отечественного ТВ "у самой начитанной и духовно развитой национальности на Земле"!

Фактически с уверенностью можно заявить, что основная тройка  конкурентов по качеству (оно отвратное, но "наше, российское"), сценариям и актерам выравнялась.

Что делать когда у Вас одинаковый продукт с конкурентами, а сделать лучше Вы не можете по определенным причинам? Покупать продукт с других рынков, который трудно приобрести другим конкурентам. 

В среде сериалов попытки были у РЕН-ТВ, но и то было влияние их немецких инвесторов ("RTL-групп"). Многие известные западные сериалы запускались с лагом в 1-2 года, не в прайм-тайм и т.д. "Но на безрыбье и рак рыба!"

Первый канал стал прощупывать пару месяцев назад почву под своей зрительской аудиторией. Был запущен новый (этого года) 3-х серийный британский сериал "Шерлок", который собрал большую зрительскую аудиторию.

Друзья москвичи мчались домой, что бы посмотреть серию на Первом канале (они не пользуются торрентами и спутниковым ТВ, как и большая часть зрительской аудитории Первого), а потом пищать от восторга.

Позавчера, я увидел рекламу двух новых американских сериалов на Первом канале. Эти сериалы лета-осени 2010 года (!) я уже начал смотреть и поверьте они очень сильные!

"Преступная империя" Мартина Скорсезе на Первом канале превратилось в "Подпольную империю" (хотя некоторые пираты перевели, как "Тротуарная империя", "Империя тротуаров", "Империя на набережной"). Скорсезе стал снимать гангстерскую сагу про сухой закон, но местом событий выбраны не избитые на ТВ Чикаго и Нью-Йорк, а северную столицу азартных игр - Атлантик-сити (Бюджет пилотной серии сериала равен 50 000 000 $)! Сериал стартовал в США 19 сентября 2010 года.  

Сериал снят по мотивам романа Нельсона Джонсона, посвященной зарождению одного из крупнейших игорных центров США - Атлантик-Сити.Главную роль играет Стив Бушеми и целая плеяда известных актеров. 20-е года переданы великолепно, одежда, музыка, потребительские привычки!

Третьим сериалом стали июньские "Врата". Сериал фэнтези, о жизни вампиров, оборотней в среди людей и как это сложно. Снято наподобие сериала "Эврика".

Все это говорит о том, что Первый канал сделал ставку в борьбе за зрителей сериалов с другими каналами на иностранный продукт высокого качества. И смотреть мы с Вами будем сериалы англо-саксонской тв-культуры (кстати та же "Наша Раша" это купленная английская лицензия "Маленькой Британии"), что опять приводит нас с Вами к вопросу о вестернизации! 

Как маркетолог и социальный психолог с удовольствием отметил для себя тренд, несмотря на попытку создания цензуры третьего поколения (отдельная тема, но почитайте ссылки в инете) в нашей стране, искусственное ограничение игроков на рынке каналов, низкое качество отечественных сериалов, конкуренция толкает в Россию в глобальный рынок! Для нашей страны это благо, т.к. быстрей заставит отечественный бизнес повернутся к потребителю лицом, а не пятой точкой. Где-то через один или второй квартал мы должны увидеть попытку ГТРК "Россия" нанести ответный удар (что крайне сложно для них)!

Добро пожаловать на глобальный рынок потребительских интересов!

1 комментарий:

  1. Всё же куда увлекательнее смотреть американские сериалы в оригинале - без перевода, искажений.

    ОтветитьУдалить