суббота, 27 ноября 2010 г.

Спортивная жадность или деньги вопреки PR

В маркетинге много инструментов и каналов продвижения. Отдельным образом выделяются выставки и спонсорство спортивных мероприятий. Для большого количества компаний реклама на спортивных состязаниях или ролик в прайм-тайм это важнейшая баталия за клиентов!
Серджио Зиман (он же Серхио Займан,/Sergio Zyman бывший директор по маркетингу Кока-колы) в своей книге активно описывал бессмысленные траты десятков миллионов долларов на рекламу в спортивных сооружениях. В битвах корпоративных монстров Кока-Колы и Пепси-Колы (об этом великолепная книга американских педиатров про рекламу и наше становление личностями) неожиданно стали участвовать все вузы США. Хотите получить поддержку спортивной команды (униформа и т.п.)? Весь кампус пьет только один напиток и т.п. ;)


А Олимпиада? Битва за марки одежды, официальный напиток, официальная батарейка и т.п. Все зарабатывают на крупнейшем медиа событии. Каких спонсоров только там не бывает! Ресурс CNNMoney представил 5 случаев необычного олимпийского спонсорства (подробнее):
  1. Kodiak Technology Group - поставщик официальных керлинг-презервативов
  2. Chums - официальный поставщик олимпийских шнуров для бейджиков, команды США по лыжам и сноуборду
  3. Vulcan - официальный поставщик свинцовых грузов, команда США по санном спорту
  4. Dermatone - официальный бальзам для губ и крем от загара, команды США по лыжам и сноуборду
  5. New Wave Enviro - официальный поставщик нержавеющих бутылок для воды, команды США по лыжам и сноуборду
Можно потешаться над американцами и т.д. Но спортивным командам из разных видов спорта не хватает денег. Зарплаты в футболе и хоккее растут из года в год. В любой маломальской команде... Десятки миллионов рублей и долларов уходят на содержание 1 спортсмена из премьер-лиги.

Возьмем для примера футбольный клуб самарской области "Крылья советов". В России сложилась идиотская традиция, что каждая область должны иметь свой футбольный клуб. Есть ли новая больница или нет, не важно, но если нет футбольного клуба, то ты и не область как бы. Как начальник без секретарши - абсурд и кошмар!

Выливается это в содержание непонятной структуры за областные деньги. Периодически "Крылья" вешаются на местный крупный бизнес типа АВТОВАЗ и т.п. Менеджмент делает долги, область покрывает и по новой. В прошлый раз область поддержала клуб 300 миллионами рублей, что бы оплатить долги по зарплате, купить договорных матчей, тренировок в Турции и долги по обслуживанию. А качество игры самарских крыльев от силы тянет на 2-3 миллиона рублей в год. Но это социальный проект, ведь в области есть 20 000 болельщиков, это важнее чем 100 новых машин скорых помощи с последними наворотами например.

Хотя "Крылья Советов" это клуб не самый типичный. Кормиться и попрошайничать это удел "убогих в маркетинге". Другие клубы ищут спонсоров!

Спонсоров стало мало, особенно в кризисное время. Хотя в том же Питере все вьются вокруг "Зенита". У них даже хлебзавод спонсор "Зенита"! Вот фотографию делал сам летом:


В поиске денег менеджмент футбольных клубов иногда делает абсурдные шаги. Возьмем клуб "Спартак". Его красный цвет и болельщики самые известные в России. Очень известный клуб и т.п. Буквально на днях выяснил, что они нашли нового спонсора за 10 миллионов долларов США на 2,5года. Хорошие деньги, хватит на содержание 2-х вратарей и одного форварда! ;) Смутил только сам спонсор... это "Гербалайф"!

"Гербалайф" самый негативно известный mlm-продажник БАДов в России. Хуже чем к "Гербалайфу" в нашей стране относятся обыватели к Чубайсу и МММ. ;) Выбирать такого спонсора для самого брутального футбольного клуба страны, с формулировкой "улучшить отношение россиян к Гербалайфу" - это PR-смерть, как для клуба, так и для ТМ Гербалайфа. 

Несмотря на то, что лет 7 назад у Герабалайфа в США сменилось руководство и они стали просто MLM-БАД пирамидой, без сноса и выноса мозга своим пациентам клиентам, с маркетингом у них туго. Скорее всего эта инициатива их аутсорсера по продвижению, какого то агентсва, которые решили пойти стандартным путем из учебника.

Возникает вопрос, почему тогда не TAMPAX или Huggies использовать для спонсорства самого активного футбольного клуба? Какая ассоциация может быть между "Хочешь похудеть и потупеть спроси меня как?!" и "Боже Спартак храни, дай ему силы, чтоб победил он все клубы страны, Боже Спартак храни, дай ему силы, чтоб победил он во имя Москвы".

Очередной вариант на тему "деньги не пахнут"... ;(

2 комментария:

  1. Честно говоря, не понял основной идеи поста. Если это о том, что к спонсорству надо подходить с умом с точки зрения спонсора - это очевидно. тем не менее есть 10ки успешных примеров удачных акций среди спонсоров Олимпиады или Чемпионата Мира.

    Если речь о том, какой риск несет спонсируемая организация, то и здесь есть намного больше ярких примеров. Важно отметить, например, что Гербалайф - не титульный спонсор, он будет размещен на спине под номером, а не на груди как Лукойл. Поэтому и эффект, передаваемый таким спонсором на спонсируемого снижается.

    ОтветитьУдалить
  2. Леонид Вы ошибаетесь, говоря только о "надписи на спине под номером". ;)

    Гербалайф получит возможность использовать футболистов в рекламе, как и ТМ клуба.

    Основная моя мысль, что не все ТМ подходят для рекламы мужского ФК из Премьер-Лиги.

    + конечно историю спонсора и его деятельности в стране (на национальном рынке), ту же "сатанинскую библию" Ла Вея на русском языке впервые напечатал (главный спонсор) Гербалайф в 1994 году (есть экземпляр у знакомого). ;)

    ОтветитьУдалить