понедельник, 20 декабря 2010 г.

Политика и потребительский рэкет в ритейле (FMCG)

У розничных сетей в России всегда были и будут проблемы. Проблемы роста, проблемы неразвитости инфраструктур регионов, слабых поставщиков, легких денег и разброс между сегментами потребителей, неразвитость отечественной экономии в целом. Каждый регион это нечто особенное в плане развития сети магазинов, хотя в целом технологии регионального присутствия очень схожи.

Я неоднократно уже писал о московском Metro. В Самаре это магазин "не для всех" и много много иномарок, то в Москве это "самарский Ашан", где можно увидеть даже дворников и бомжей.

А в московских "Копейках" страшно ходить. Куча пенсионеров ходят по полутемным магазинам и роятся в кучах еды в поиске не просроченной продукции. По крайней мере не раз наблюдал в магазине у станции метро Таганская. ;)

Я даже не поднимаю сейчас тему существования сети мини-рынков в каждом городе-миллионнике, которые продают просроченные и ядовитые продукты бедным пенсионерам, которые из рыбы 5-й свежести что-то варят. Бррр...


Ставить свежую продукцию вглубь, перебивать даты, делать салатики из просроченных продуктов, менять полки с товарами, задерживать оплату товаров, лабораторные исследования над персоналом и многое другое - является неотъемлемой частью отечественного ритейла. Чем больше сетка, тем "интереснее там опыты" и мерчендайзинг.

В большинстве стран правовая система развита достаточно хорошо и там потребители диктуют свои правила через суды. В нашей стране, когда судебная система банально не работает, приходится изобретать особенные решения.

Нет, если у Вас есть деньги, то можно провести экспертизу, притащить кучу справок об отравлении и т.п., посудиться с полгодика и выиграть процентов 10% от потраченных средств на борьбу за свои права. Однако если происходит массовое отравление или черную игру в московские сети поставляют не ту, то политики начинают вмешиваться...

Проще принять популистский и не очень хороший закон о торговых сетях, потом за "подарки" не замечать создания глобального монополиста (x5retail), отменить ГОСТы (теперь еду могут готовить все и кормить нас с Вами, а если отравят, то жуткий штраф - аж 35 000 рублей) и не успевать вводить другие нормативные документы. Чего стоят только поездки премьеров и вице-премьеров по регионам, где магазины начинают в спешном порядке переклеивать цены. Кстати кто-нибудь видел в рознице "молочный продукт", а не "молоко", а то по "закону" все что из сухого молока должно называться "молочный напиток" и удой вроде не рос в разы...

Там где политики, там всегда есть возможность для глупого популизма. Пожалуйста, "Нашисты" создали очередную рэкетирскую группировку  "Хрюши против", где "потребители-боевики" (на самом деле "наемники политического капитала") в костюмах свиней устраивают популистские проверки магазинов.

Сама по себе идея защиты прав потребителей и общественные флэшмобы, которые не мешают работе магазинов это очень здравая и полезная идея. А вот реализовывать это на федеральные деньги через политические молодежные движения и Якеменко - большая глупость. 

Красивый сайт Хрюши.РФ, нецелованные девочки из МГУшных календариков, поддержка PR-акций это не заставит соблюдать всех "правила". Сеть, которая "соблюдает правила", которые не соблюдают другие проигрывает конкурентную борьбу. Возврат просроченного товара это некрасивые убытки для директоров магазинов. У меня коллега в сервисной конторе, обслуживающей холодильное оборудование нескольких крупнейших сетей по стране, работает и такое рассказывает... ;(


Можно нагнать кучу СМИ, тренировать молодежь за деньги стоять в пикетах, ведь потом те же "Хрюши", сняв рабочую одежду, спокойно могут гоняться за журналистами и писателями, сжигать их книги и т.п. Сейчас они научились преследовать руководителей магазинов и сетей дома...
Уже седьмой день не смолкает хрюшин визг возле шикарного элитного дома на Новом Арбате. Как всем известно, волею наших граждан «королём» просрочки был избран Седьмой Континент. Ежедневные проверки показывают, что господин А.Ю. Занадворов продолжает столь нахально «сливать» просроченные продукты в своих магазинах. 
Пора бы уже отказаться от столь неуважительного занятия по отношению к покупателям. Стыдно! 
Тем временем, хрюши заблокировали оба въезда в том самый дворец на Новом Арбате. Каждый день в холодную и снежную погоду, в авангарде упорства и чести, продолжают своё ответственное дежурство. Были случаи, когда за нами приезжали из милиции. 
Мы уже не раз встречали тех людей, которые лично знают господина Занадворова, и отзываются о состоянии его магазинов далеко не лучшими эпитетами. 
Настойчивость не знает границ, и хрюши добьются, чтобы Занадворов извинился перед своими покупателями и принял все меры по предотвращению продаж некачественных продуктов. Мы против свинства в Седьмом континенте!
Я не верю, что через политический популизм и показушные акции можно решить системные проблемы ритейла, сырого законодательства, слабых судов, неработающих санэпидемстанций и коррумпированного ФАС и иже с ними. 

Те же 13 баночек йогурта трех наименований, 5 баночек сыворотки, 9 мясных нарезок, 1 баночку кефира, гнилые дыни, лаймы, яблоки, нектарины, сладкий перец, сливы, огурцы - которые нашли "Нашисты" в магазине "Ашан" в ТЦ "Капитолий" спокойно перекочуют в другой или будут переработаны "третьей сменой" спец департамента Ритейла в другие полуфабрикаты.

Тот же X5retail для "одобрения сделки" ФАСом, стал выполнять свою "социальную часть сделки" (несмотря на то, что у них есть видео, как "Хрюши" закладывают заранее приготовленные "несвежие продукты", см. дальше ссылку со Slon.ru). Стал заигрывать с движением "Хрюши против", изображая на лице "озабоченность" их мнением. К тому же это поможет испортить карму конкурентам...

Обычно конкуренты, либо начинают тоже участвовать в этом популистском потребительском шоу-рекете или создают свои альтернативные политические потребительские группировки. А мы потом удивляемся, почему это бизнес стал лезть в политику, забывая уроки истории, когда Савва Морозов спонсировал революционеров, считая что это поможет ему с управляемостью персонала.

По мне, политики, если должны помочь, то только сделав качественно свою часть работы - создав комфортные правовые условия для ритейла, потребителя и производителя FMCG. Мы потребители должны через суды или кошельком отстаивать свои права, но без политически ангажированной молодежи и уж точно без преследования собственников бизнеса пикетами у дома (заметьте, как быстро нормой стало уже пикетировать не только у домов журналистов, писателей и оппозиционеров, но теперь у представителей крупного капитала).

Опять же это мое сугубое личное потребительское мнение. ;)

Про "Хрюш" тут, тут и видео набегов тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий