понедельник, 24 декабря 2012 г.

Исследование влияния интернета на покупательское поведение в России

Федор Вирин и Борис Овчинников основали Агентство "Data Insight" - первое в России исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции. На "Неделе российского интернета (RIW-2012)" они презентовали доклад "Исследование влияния интернета на покупательское поведение в России".

Вот текст со слайдов (курсивом):

Настоящая презентация отражает предварительные результаты исследования Data Insight потребительского поведения и тех изменений, которые привносят в это поведение современные технологии. Мы изучаем то, как люди, которые активно пользуютсяинтернетом, стали покупать повседневные товары.
  • 15-20 непродуктовых покупок в год больше 1000 рублей
  • Более 80% выбирают большую покупку преимущественно через интернет
  • 40% покупателей в онлайне в течение года (хотя бы однократно)
  • И только 1-2 покупки в онлайне в течение года для покупателей
  • И низкая возвращаемость к тому же типу покупок
  • И отсутствие лояльности к интернет-магазину (как классу и любому конкретному)
Для того, чтобы разобраться в этих суждениях, мы начали исследовать статистику и, в первую очередь, для проверки гипотез выделили тех, кто покупает через интернет и тех, кто тольковыбирает. И мы проанализировали, какую долю составляют покупатели от выбирателей. И дальше мы разобрали это по регионам. Таким образом, у нас получилось 4 графика по 4-м разным категориям, которые (как мы предполагаем) имеют специфическое поведение.

В Поволжье доля покупателей больше, чем в Петербурге, как в Сибири. А вот "выбирателей", так же как в Петербурге, но меньше чем в Сибири.

Рынок портативной электроники в Поволжье развит слабо, а уровень "выбирателей" явно говорит о преимуществе оффлайн продаж, где "консультанты" точек "впендюривают" товары.

Аналогичная ситуация и с рынком "мебели и товаров для дома", который еще хуже развит, чем рынок портативной электроники. Фактически Москва тянет все продажи!

А вот рынок "компьютеров" весьма развит. Потребители предпочитают "выбирать" технику и приобретать ее в оффлайне. Хотя мне кажется, что ноутбуки и планшетники покупаются в основном через онлайн-магазины.

Картинка по регионам дала странные результаты – пользователи одинаково хорошо покупают те товары, которые стали продаваться через интернет недавно, однако, те товары, которые продаются в интернете давно (компьютеры в первую очередь), они покупают гораздо лучше в столицах, чем через интернет. Таким образом, потребительское поведение не впрямую зависит отрегиона и в большей степени зависит от чего-то еще. Тогда мы разобрали это поведение потребителей по стажу использования.




Самый высокий процент покупателей в сегменте одежда и обувь за счет низкой "искабельности" товаров. Самый большой разброс между столицами и регионами в сегменте "мебель и товары для дома". Даже больше, чем в продуктах питания. Потребители выбирают электронную покупку вне зависимости от возраста и пола, но в зависимости от категории.

  • Интернет-магазин – это неудобно! Даже при повторной покупке часто людям проще зайти в магазин, чем общаться с интернет-продавцами. 
  • Курьерская доставка сложная, не безопасная и дорогая. Курьер – частая причина отказа от конкретного магазина. 
  • Интернет-магазин требует очень много внимания: все приходится делать самому. В итоге на покупку через интернет зачастую уходит больше времени, чем в оффлайне. 
  • За большими покупками пользователи часто ходят вдвоем. Финальный выбор делается в магазине.
Вопросы исследования

Как меняется ситуация:
  • по годам;
  • по регионам;
  • по возрастам;
  • по товарным категориям.
Что делать продавцам:
  • Какие изменения в сервисе приведут к перелому ситуации. Как использовать сложившуюся ситуацию?
Влияние технологий (это как раз из 5-ти сил Портера, влияние научно-технической конкуренции):
  • Что происходит в поведении потребителей от появления мобильных технологий Smart TV?
Опыт и  влияние:
  • Какие факторы в большей степени влияют на пользователей – личный опыт или влияние  окружения?
 Откуда данные:



Комментариев нет:

Отправить комментарий