понедельник, 11 марта 2013 г.

Олеся Герасименко: Как ньюсмейкеру общаться с журналистами!

В связи с тем, что мне лень работать, а в последнее время даже самые невинные статьи не обходятся без истерик вида "снимите это немедленно с сайта и уничтожьте весь тираж", написала памятку человеку, который редко общается с журналистами, и мечтаю, что к ней будут обращаться все начинающие ньюсмейкеры. кроме того, необходимо, чтобы коллеги дополнили, и издать азбуку.

1) если беседа началась с того, что ранее незнакомый человек представился журналистом, объяснил, какую статью пишет, и сказал: "я включаю диктофон, если вы не против", - не надо потом кричать в телефонную трубку, что вы разговаривали с ним как с другом и не думали, что Ваши слова процитируют. 

2) вообще поймите, журналист Вам не друг и не враг. В подавляющем большинстве случаев он Вам никто, а Вы ему - герой. Не надо апеллировать к пустому месту, будьте героем сами.

3) журналист не обязан согласовывать с Вами текст статьи, ее композицию, сюжет, выбор цитат, заголовок, подзаголовок и меню воскресного обеда с родителями. Все, что Вы вправе потребовать - показать Вам расшифрованную с диктофона прямую речь (как правило, настоящие главные ошибки журналист допускает именно из-за плохой расшифровки). Практика согласования интервью - порочная.

4) сказанув лишнего, не надо пытаться уговорить журналиста об этом лишнем не писать. Вы же не ждете от кассира, что он умышленно завысит сумму сдачи, или от дворника, что тот, убрав снег во дворе, заодно вымоет вам посуду.

5) главный совет в такой ситуации - не преувеличивайте собственную значимость. Даже если Вы Сечин или новый Папа Римский, лучше всего замолчать и сделать вид, что в статье нет ничего интересного. Горько сознавать, но для 80% читателей это действительно так. Никто не будет ужасаться новости о том, что Ваш папа строитель или что Вы в детстве кидались яблоками в старушек.

6) не надо звонить или писать главному редактору, не позвонив и не написав сначала журналисту. Потому что журналисту, как бы Вы ни хотели, хуже от этого не будет, а вот правки в вашу прямую речь после такого "ябедничанья" внести, скорее всего, откажутся. (это не касается фактических ошибок, разумеется). Газета - это не райком и даже не министерство, настоящий редактор в 99% случаев выступает на стороне своего автора, потому что с самого начала знает, как пишется текст, как вели себя ньюсмейкеры, что им журналист обещал, а что нет.

7) умейте торговаться. если Вы сказали что-то в духе "это кампания против меня, Путина и Патриарха", а теперь Вам кажется, что это недопустимое кощунство, и Вы хотите это убрать, предложите журналисту взамен хоть что-то, кроме слез вашего пресс-секретаря.

8) если Вы подали на журналиста в суд, не надо говорить, что он пиарится, сообщая коллегам, что вы подали на журналиста в суд.

9) если Вы публично угрожали судом - не забывайте судиться, а то когда-нибудь журналисты соберут все иски, о которых было объявлено в информагентствах, но которые так и не дошли до судебной канцелярии, и издадут Книгу Позора.

10) не надо говорить журналисту: "давайте я заплачу за Ваш кофе, я знаю, как журналисты мало получают".

Со статуса в Фейсбуке by Olesya Gerasimenko (журналист ИД "Коммерсант")

Комментариев нет:

Отправить комментарий