четверг, 16 мая 2013 г.

Денис Пешехонов: Анализ графиков активности аудитории ВКонтакте

Денис Ольшин провел весьма объемный и очень интересный сбор данных по активности аудитории ВКонтакте. Были взяты 5 миллионов случайных аккаунтов и период 3 месяца. Хочу попробовать объяснить некоторые результаты со своей колокольни.

Доля пользователей, написавших хотя бы 2 поста за 3 месяца.
Честно говоря, эта диаграмма повергла меня в шок. Я не хочу верить, что людям настолько не о чем сказать. Скорее всего, множество аккаунтов из выборки — мёртвые (боты, удалившиеся). А активная аудитория регистрировалась примерно в один период и сосредоточена во вполне определенном диапазоне id. Поэтому любая случайная относительно небольшая выборка не очень репрезентативна по отношению ко всей аудитории ВКонтакте.

Доля постов по местному и московскому времени.
Стандартное распределение дневной активности. Все приходят с учёбы/работы и садятся в контакт читать/писать. Ещё раз доказывает, что образ жизни жаворонка, который принято хвалить, несколько выбивается из общего современного ритма.

Доля постов по дням недели (отсчет по ординате
 не от 0 — поэтому скачок кажется резче, чем на самом деле).
Активность постов приходится на 21:00. В субботу в это время люди обычно куда-то выходят: в кино, с друзьями погулять и т.д. Казалось бы, это должно быть в пятницу, но основная активная аудитория ВК — студенты и школьники, у которых в основном суббота рабочий день.

Количество постов (за один месяц) по полу и возрасту.

Количество постов (за один месяц) от одного пользователя по полу и возрасту.
Нижний график — это как верхний, только в расчёте на одного пользователя. Смещение пика объяснимо — общее количество пользователей 14-20 лет меньше, чем, например, 21-27, вопреки распространенному заблуждению «ВКонтакте одна школота!1». Таким образом, хоть "школьники" пишут и меньше в сумме, но каждый отдельный из них почти так же активен, как 21-летний студент.

Следует заметить также тот факт, что девушки почти вдвое активнее парней. Об этом феномене мне сказал Павел Дуров еще 3 года назад при нашей первой встрече. Девушки по природе более эмоциональны. Эмоции толкают на поиск нового, дают энергию, что повышает общую активность человека. К тому же, психологический барьер общения у девушек ниже, поскольку общество проявляет к ним больше снисхождения и в меньшей степени склонно критиковать их слова и поступки.

А уж 14-летние девочки вообще бьют рекорды, поскольку они не только женского пола, но ещё и дети (которые независимо от пола более энергичны). В 16 лет начинается подростковый максимализм, простые репосты смешных картинок уступают место поискам себя и планам по достижению славы/богатства/понимания.

Число активных пользователей (как минимум 2 поста за период) по полу и возрасту.
Этот график показывает пользователей, которые оставили как минимум 2 поста за период 3 месяца. Тут уже девушки и парни почти равны, а пик едва смещён вправо. В сравнении с предыдущими графиками это означает то, что деление на активных и пассивных пользователей среди девушек более чёткое, чем среди парней. И если "непишущие" парни иногда всё-таки соизволят кликнуть на репост, то "непишущие" девушки верны себе до конца.




Среднее число лайков/комментариев/репостов на один пост по дням недели.

Число лайков в 6-7 раз больше числа комментариев и в среднем в 20 раз больше числа репостов. Удивительно, что подневное распределение лайков и комментариев одинаковое, а репостов — противоположное. В середине недели человек склонен скопировать запись себе на стену — возможно, "отложить" для прочтения в выходные. А в более свободные дни (в том числе и в понедельник, который традиционно является днём "разгона" рабочей недели) — скорее будет лайкать и комментировать.

Среднее число комментариев на один пост по полу и возрасту.
Девушки-подростки склонны комментировать больше парней, ситуация меняется в процессе взросления. Считаю, что это справедливо только для нашего поколения. В 14-16 лет девочки взрослеют быстрее мальчиков, начинают раньше проявлять заинтересованность в чём-либо, стараться формулировать собственное мнение, или просто быть более активными, социализироваться. Если говорить о старшем поколении, то мужчинам в возрасте проще освоиться с современными технологиями, чем женщинам, и они более склонны обсуждать различные вопросы в том числе в интернете.

Обратите внимание, пик у девушек 15-17 лет, а у парней ровно на 2 года выше. 2 года — именно такой считается психологическая разница в возрасте между двумя подростками-одногодками.

Среднее число репостов на один пост по полу и возрасту.
Пик на графике, скорее всего, просто случайный всплеск. Очевидно, репост более простое действие, чем, например, комментарий. В сумме с предыдущим графиком видим, что общее количество активных в сети мужчин старшего поколения выше, но репостят они реже (в расчёте на человека). Что же касается молодых девушек, то они в меньшей степени склонны организовывать информацию вокруг себя, поэтому правило про "отложить" для них не так актуально, что уравнивает в целом более активных девушек с парнями на данном графике.

Интересен и тот факт, что общее среднее число почти не зависит от возраста. В молодости люди репостят чаще, но самих людей таких на данный момент ВКонтакте меньше (см. предыдущие графики). С взрослением надобность в репостах снижается — смешные картинки уже не так восхищают, но общая активность и заинтересованность в более разумном общении повышается.

Доля постов и пользователей, оставляющих такие посты, по среднему интервалу между постами.
Этот график показывает, как много постов написано с той или иной периодичностью, и как много пользователей их написали. Например наибольшая доля постов пишется с разницей в 30-60 минут, и такие посты пишет наибольшая доля пользователей. Оно и понятно — чем чаще пишешь, тем больше постов.

Регулярные локальные пики, как заметил в комментариях Андрей Мима — это сервисы отложенной публикации, которые, обычно, настраивают на ровное время.

Доля лайков, комментов и репостов по среднему интервалу между постами.
Скачки в расчет не берем — на такой большой выборке это просто флуктуации. На этом графике показано среднее число лайков, репостов и комментариев в зависимости от того, как часто идут посты. Интересно, что более редкие посты лайкают, репостят и комментируют чаще. Вероятно, частые посты представляют собой меньшую информационную ценность (например, репосты списков песен из музыкальных пабликов).

Доля лайков, комментов и репостов по местному времени.
Очень интересный график. Если помните, выше мы видели, что в вечернее время есть пик количества публикуемых постов, а на этом графике пика нет, он вообще почти прямой. В ночное время мало постов, и просто нечего лайкать/комментировать. В вечернее время большое количество постов создает своего рода информационный мусор, человек отфильтровывает значительную часть из них.

Это всё означает, что у каждого человека есть определенный "запас" лайков/репостов/комментариев на день, который расходуется в течение суток равномерно.


Число пользователей по часовым поясам и города пользователей

Эти графики очевидны и в комментариях не нуждаются. Поражает лишь то, насколько мало людей указывают свой город. Но тут я хотел бы вернуться к аргументу о распределении нормальных/мертвых аккаунтов по id, который постулировал выше.

3 комментария:

  1. Отличный анализ. Автор 5+ вам!

    ОтветитьУдалить
  2. Много буков - неосилил. По поводу анализа активности людей на основе постов VK - очень многие не пишут вообще ничего, они используют VK для прослушивания музыки. При этом они читают изредка ленту и могу даже нажимать Like или оставлять комментарии в группах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим действительно много букв. И ты прав, что много кто слушает музыку и как боты.

      Это сила и слабость VK. Если они не будут договариваться с авторскими сообществами и рекорд-лейбами, то это преимущество у них в среднесрочной перспективе пропадет. К тому же их официально обозначили пиратским врагом Америки №1 :)

      И вот "полусонные" или "спящие" пользователи ВК это проблема для маркетологов, которые планируют там свои рекламные действия. :(

      Удалить