понедельник, 20 мая 2013 г.

Книжный развал: "Анатомия сарафанного маркетинга"

И так очередная книга, с которой я наконец то готов поделится с Вами. Эмануил Розен (Rosen Emanuel) написал книгку "Анатомия сарафанного маркетинга" (The Anatomy of Buzz: How to Create Word-of-Mouth Marketing). Книга выпущена издательством "МИФ" ("Манн, Иванов и Фербер") в 2013 году.

Формат книга А4, твердая обложка, 416 страниц + закладка. Книга, как всегда хорошего качества печати и верстки. ISBN 978-5-91657-654-2. Тираж 4000 экземпляров. Книга переведена на 14 языков и претерпела одно переиздание. Общий совокупный тираж вышел за 100 000 экземпляров.

Японское издание
в соавторстве
Первая книга вышла в 2000 году, а переиздание вышло в 2009. Дизайн книги меняется с годами, и к каждой стране. Однако некоторые книги были выпущены в соавторстве и адаптированы под нужный рынок (например в Японии).

Первая обложка
первого издания
Вот что пишут издатели: Это одна из самых всеобъемлющих книг по сарафанному маркетингу. В ней изложены забавные и увлекательные истории, приведены исчерпывающие и убедительные результаты исследований. Баланс между теорией и ее практическим применением дает читателям все необходимое, для того чтобы разжигать, стимулировать и измерять эффективность маркетинговых кампаний с применением принципов сарафанного радио.

Изучив и проанализировав более сотни интервью с лидерами мнений, топ-менеджерами по маркетингу, исследователями и потребителями автор сформулировал точные рекомендации о том: как формировать слухи как в онлайновой, так и в офлайновой среде; стимулировать потребителей рассказывать о ваших товарах или услугах и помогать распространять слухи среди их друзей, коллег и членов сообществ; адаптировать традиционные стратегии сарафанного маркетинга к современной реальности Facebook, YouTube и пользовательских медиа. 

Дополнительный тираж
первого издания
Эмануил Розен — один из пионеров сарафанного маркетинга. Начиная с вывода на рынок первой игровой приставки Xbox и заканчивая недавним выпуском чрезвычайно популярных видеоигр (таких как Halo 3) — везде можно увидеть влияние Эмануила Розена на взаимодействие с клиентами, особенно с активными членами онлайнового сообщества.

У автора хороший слог и очень интересные мысли. Лично мне книга понравилась большим количеством кейсов, слогом и логикой/моралью изложения. Без "пафоса" и "эмоциональных пинков".

Обложка 2009 года
и второго издания
Однако у книги есть некие недостатки или ограничения, которые могут испортить впечатление о книге. Мне же книга, повторюсь очень понравилась, но в том числе из-за специфических рынков, которые приводятся в примерах данной книги.

Основные примеры были из мира книжных издательств, настольных игр, компьютерных игр, софта от небольших разработчиков, классных социальных проектов и немного кейсов крупных корпораций. Всего в книге 24 главы + введение и заключение.

Я был в восторге от описания кейса, как Траут продвигал свои книги (вот мои посты о некоторых его изданиях: "Большие бренды - большие проблемы""В поисках очевидного. Как избавится от хаоса в маркетинге и бизнес-стратегии"). Частично данные кейсы собраны именно в такой подборке из-за биографии Эмануила Розена.

Эмануил Розен
Эмануил Розен долгое время работал вице-президентом по маркетингу небольшой компании Niles Software, разработчиков софта Niles EndNote (не путайте с продуктом от Томсон). Для продвижения этого продукта активно применялся сарафанный маркетинг. Изначально карьера маркетолога у Эмануила стартовала в Израле, в качестве копирайтера. 

Как копирайтер Эмануил получил заветного Бронзового льва в Каннах (1984 году), и в последствии несколько других наград. Сейчас Розен преподает в MBA-школах. Его сайт: http://www.emanuel-rosen.com/

Отсюда и главный недостаток книги - она без адаптации к России и современному времени. В области онлайн-технологий 4 года это большой срок. У автора, до сих пор, в книге, MySpace мега удачный и продвинутый проект социальной сети (в реальности это умирающий проект, который не знают кому бы еще продать дешевле, чем купили). Многие кейсы интересны, но не реализуемые в наших условиях, где между идеей и ее воплощением стоит налоговая, пенсионный фонд, почта России и другие "всадники апокалипсиса".

И это не говоря о том, что в России культура онлайн-комментирования очень жесткая и в массе своей негативная. Страна троллей. Хотя в некоторых нишах есть здоровые комьюнити, которые идеальны для маркетинга слухов. Другое дело, что каждый проект сарафанного маркетинга (маркетинг из уст в уста, маркетинга слухов) является уникальным и его сложно разделить на составляющие или дать "рецепт правильных действий и успеха".

Но у этой книги есть и большие преимущества! Она дает общее понимание для чего и кому может пригодится сарафанный маркетинг, что он малозатратен и важна идея с воплощением. Очень хорошо автор дает понимание, что делать с негативом, критикой и об опасности, когда Ваши "маркетинговые слухи" превращаются в вал негатива, и об ответственности buzz-маркетинга перед клиентами/потребителями.

Я не люблю книги, где "важно впендюрить товар" (манипулировать потребителем) и очень люблю книги, где объясняют разницу между довольным и недовольным клиентом. Как Вы понимаете, недовольный клиент даст массу плохих слухов. Но что меня еще больше поразило, что автор в книге показывает, что это не значит, что довольный клиент будет говорить на каждом углу (обязательно прочитайте кейс про успех запуска музыкального альбома и провала продвижения фильма в реальных условиях: кейс про "мертвые сети" для слухов). "Сарафанный маркетинг" вреден для плохого сервиса или товара. Важно сначала разобраться с базовыми ценностями товара, а потом уже использовать интегрированные каналы продвижения.

Резюмируя: данная книга обязательно для маркетологов с небольшими бюджетами на маркетинг, представителям общественных и социальных проектов или кто хочет издать книгу. Желательна к прочтению рекламщикам и простым маркетологам, для общего понимания ограничений и возможностей сарафанного маркетинга. Только не забывайте о российской потребительской культуре и распространении слухов. Удачная книга с большим количеством устаревших (но не менее интересных) кейсов, которые расширят Вам кругозор, но не решат Ваших проблем по работе.

Купить книгу можно на Ozon за 529 рублей или за 590 рублей в МИФе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий