вторник, 2 июля 2013 г.

Мифы и правда об иностранном MBA

ЖЖ-блоггер Ольга в августе 2012 со своим мужем и двумя кошками переехали из Москвы в Сингапур, где Ольга училась на программе MBA в INSEAD. В конце июня 2013 Ольга закончила с успехом INSEAD и решила поделится своими мыслями об МВА и ожиданиях от него.

Вчера у меня был последний день учёбы в INSEAD. Невероятно, но факт: 10 месяцев пролетели практически незаметно. Если меня спросят сейчас, какой самый важный takeaway я вынесла из обучения, то это будут люди, их особенности, важность так называемых soft skills в собственном развитии как профессионала и человека вообще. Если посмотреть на прошедший год, то я с трудом могу назвать национальность, представителей которой не было в моих учебных группах, и это совершенно драгоценный опыт – учиться понимать их всех и эффективно взаимодействовать. Собственно в честь этого и фотка моей команды с моего последнего курса в INSEAD.

Но сегодня я хочу рассказать о другом.


За те два года, что я поступала на MBA, готовилась к переезду в Сингапур и, собственно, училась, мне довелось слышать много разных мнений, отзывов и вопросов на тему учёбы. В этом посте я решила собрать самые популярные темы и представить своё видение по ним, которое, надеюсь поможет будущим поколениям студентов правильно сформировать свои ожидания и тем самым получить максимум из имеющихся возможностей. Если у кого-то есть другие вопросы – пишите в комментариях, буду добавлять в пост.

Сразу скажу, что мой опыт основан на обучении в INSEAD, а также информации, которую я знаю об американских школах, в которые тоже поступила, и о Wharton, поскольку студенты этой школы провели у нас значительное время на кампусе

То есть мои опыт, конечно, не полностью универсален, но, думаю, весьма приближен к тому, что можно назвать “средней температурой по больнице”.

Итак, мифы:

1. Я хорошо знаю английский, успешно сдал TOEFL, поэтому никаких проблем с коммуникацией во время учёбы у меня не будет. 


Самая большая ловушка, по крайней мере, в моём опыте. Я привыкла к тому, что мой уровень английского всегда был на порядок лучше, чем уровень людей вокруг. По работе именно меня всегда просили делать важные презентации, звонки, вести переговоры с иностранцами, писать пояснительные письма и т.д. Когда я выезжала на международные тренинги в рамках того же MACH в Майкрософте, британцы хвалили меня за произношение и уточняли, где я учила язык и т.д. При таких вводных я, конечно же считала, что никаких проблем в коммуникации на MBA у меня быть не может от слова совсем. И я жестоко ошибалась =). 

Как почти во всех топовых программах, люди, которые тебя окружают, так же хороши, как ты. Я внезапно оказалась окружена студентами, для которых английский язык родной (американцы – 10% учащихся, индусы, которые на английском проходят все предметы в школах до сих пор – ещё 15%, сюда же приплюсуем канадцев, австралийцев, британцев, южноафриканцев), которые составляют около половины курса. Остальная половина знает английский так же хорошо, ну, может, немного хуже. В итоге то, что ты всю жизнь считал своим сильным качеством, оказывается всего лишь инструментом, причём далеко неидеальным. 

Внезапно большая часть людей вокруг тебя лучше делает презентации, лучше парирует реплики преподавателей, лучше ведёт переговоры. Шок =). Конечно, это хорошая возможность для самосовершенствования, потому что на занятиях ты видишь, как формулируют фразы носители языка, как чётко и красиво в одном предложении они говорят то, что я тебя займёт пять. Потихоньку учишься новым приёмам, фразам, словам, очень много подхватываешь слов, которые не включены в учебник (начиная от обычных обиходных слов и заканчивая несколькими уровнями нецензурной лексики), начинаешь улавливать шутки из чужого культурного контекста и т.д. Всё это, на мой взгляд, невозможно постичь, не находясь в языковой среде 24/7. 

Первые недели у меня физически болела голова от английского. Я приходила домой и даже по-русски не могла произнести ни слова – у меня болела челюсть, язык, ровно как на первом курсе университета, когда нам ставили фонетику. Вывод: учите, дети, английский язык. То, что у вас была пятёрка по языку в школе и вузе совершенно не гарантирует способность понимать, что тебе говорят в ночном клубе под громкий “тынц-тынц”.

2. У меня есть чёткий план, что я буду делать после MBA, его я и собираюсь придерживаться.


Большинство планов по географическим перемещениям после программы проходят глобальный пересмотр ближе к Р4-Р5. Я видела людей, которые приезжали с чётким намерением потом вернуться на Родину, а также тех, кто ни за что не хотел возвращаться, и, мягко говоря, не все осуществили задуманное. 

Во-первых, потому что программа меняет твои собственные взгляды на вещи, во-вторых, потому что поиск работы сам по себе является довольно сложным уравнением с кучей неизвестных, и, фиксируя один из параметров (географию), ты рискуешь оставить вне своего фокуса множество интересных опций. 

С компанией и специальностью та же история. За год учёбы столько приходится увидеть, услышать, узнать от одноклассников, испытать на собственной шкуре, что итоговая работа после Инсеада может быть совсем не той, о которой вы писали во вступительное эссе. Более того, на мой взгляд, на программу лучше идти открытым к новым, внезапным поворотам, потому что за ними может скрываться что-то очень стоящее и правильное. 

Кроме того, почти все топовые MBA программы довольно универсальны, и ни одна из них не ставит в качестве цели взращивание специалистов определённого профиля, поэтому если вам нужна узко-специфическая вещь, то добиваться её, наверное, стоит какими-то другими способами (нетворкинг, релокация, горизонтальное перемещение внутри своей компании и пр.).

3. Первое время кажется, что вот если чуть-чуть поднажать, виснуть в график ещё это и это, – то я обязательно всё успею


Это иллюзия. Невозможно делать всё качественно, к тому же, по закону, 20% усилий должны приносить 80% результата. Залог успешно проведённого года – осознание собственных приоритетов и движение в нужном направлении. У каждого мероприятия есть opportunity cost, и очень важно правильно научиться его измерять. Почти каждый день есть какие-то конфликтующие между собой события: чей-то день рождения, презентация компаний на кампусе, собеседование, поход в клуб и т.д., и быть в нескольких местах одновременно невозможно. 

Обычно есть такая шутка – что в Инсеаде придётся отказаться от одной из S (Study, Sleep, Socialize). На мой взгляд, правильнее отказаться не от одного из трёх, а в каждой категории выбрать то, что важнее в данный момент. Иногда важнее побеседовать по душам с одногруппником, а иногда – закрыться ото всех и разобраться-таки с DCF, потому что на следующей неделе собеседование с банком. Так что вся программа – это такой вот juggling приоритетов, событий, людей.

4. Сразу после MBA я стану генеральным директором крупной компании.


Самое большое крушение надежд пережили, наверное, те студенты, которые шли на программу в ожидании, что сразу после неё они станут крутыми боссами, СЕО и начнут зарабатывать миллионы долларов в год. MBA даёт знания и навыки, которые позволят через какое-то время, при должных способностях, мотивации и некоторой удаче, оказаться на вершине корпоративного мира. Но надеяться на осуществление всех мечт сразу после окончания программы, как минимум, наивно. 

Не стоит также упускать из виду тот факт, что в Европе бренд MBA программ ещё довольно слабый, многие работодатели совершенно не понимает его ценности, не говоря уже о текущей экономической ситуации, в которой гораздо важнее становится опыт работы, нежели образовательные регалии. Сюда же относится, на мой взгляд, коренное отличие между американскими и европейскими/азиатскими программами. 

В Штатах MBA есть мощный инструмент смены индустрии/профессии, который позволяет заниматься практически где угодно и чем угодно. Инсеад и другие международные школы, на мой взгляд, не так успешны в этом вопросе. Статистику о 90% студентов, сменивших отрасль или специальность, следует читать как то, что минимум 40% студентов идёт в консалтинг, который по факту и является той самой “сменой”. По факту же сменить все три направления (география, отрасль, специальность) довольно сложно, и даже если это происходит, то по вполне определённым причинам, имеющим место в каждом конкретном случае: например, когда у кандидата есть т.н. transefrable skills, актуальные для новой позиции и компании. 

Историй в стиле “нефтяной инженер в Индии вдруг становился бренд-менеджером сумок Луи Виттон в Сингапуре”, я знаю очень мало. Большинство студентов делает или планирует делают такую трудоёмкую переквалификацию в два этапа
  • сначала консалтинг, делающий тебя универсальным специалистом в бизнесе, 
  • потом в интересующую индустрию. 
Так что предыдущий опыт, безусловно, имеет значение в том, где вы окажетесь через год. И, насколько я могу судить, лучше всех трудоустраиваются именно те, кто заранее готов к компромиссу со своими хотелками и имеет вменяемый план долгосрочного карьерного развития.

5. Сюда же относится миф о том, что трудоустройство студентов – задача школы. 


Это частично правда, но в основном – нет. Если вы на минутку представите себя деканом бизнес-школы, то вы быстро осознаете, что школы 80% усилий прикладывают к развитию отношений с работодателями и укрепление своего бренда и бренда MBA в целом внутри профессионального сообщества. 

Процентов 20 отводится на работу со студентами, т.н. career counseling, помощь в получении контактов для нетворкинга и всё. Безусловно, MBA открывает некоторые двери, которые без корочки и международного опыта никогда бы не открылись, но рассчитывать на то, что школа будет блюсти строго ваши интересы и заниматься вами индивидуально, не приходится. 

В процессе трудоустройства приходится довольно сильно попотеть практически всем, кроме единичных везунчиков, и к этому нужно быть готовым до начала учёбы, чтобы не возникало неоправданных ожиданий. Отсюда и следующий миф.

6. Главное попасть в бизнес-школу, а там всё случится само.


Как ни пафосно это звучит, но градус трансформации, а также количество и качество полученных знаний в большой степени является функцией того, насколько студент зрел и готов учиться, готов признаться себе в несовершенствах, умеет хорошо определять свои навыки и работать над ними. В связи с этим на MBA не принимают очень молодых людей, только окончивших бакалавриат. 

Это не дискриминация по возрасту, а просто прагматический подход: обучение должно стоить своих денег. Поэтому как много вы для себя вынесете – зависит только для вас. Школа предоставляет к этому все возможности, и я ещё не встретила ни одного человека, который бы совсем ничего не понял или не изменился бы за год, но надо понимать, что в этом процессе огромную роль играет желание и умение “взять”. Что выхлоп будет, сомнений нет, вопрос в том, какого он будет размера, и это зависит только от вас.

7. Дружба и “лучший год”.


Когда я только начала учиться, мне казалась очень лицемерной фраза о lifetime friendships, которые ты якобы заводишь во время MBA, а ещё о том, что обучение на программе является лучшим годом жизни. И, надо сказать, это скорее правда, чем миф =). Просто со временем каждый находит “своих” людей. Кто-то подружился на почве бесконечных пьянок и походов в стриптиз-бары, кто-то вместе ходил на йогу, ну а кто-то случайно оказался соседом по квартире, и всё завертелось. 

Никогда не знаешь, где тебя настигнут прекрасные люди, и каждый из них – бесконечная бездна возможностей чему-то научиться, да и просто хорошо провести время. Лично я первое время очень страдала от отсутствия близких по духу людей, но если начать тесно общаться. то в какой-то момент обязательно находятся общие темы, нотки в мироощущении, схожий опыт и т.д. Опять же, красота в глазах смотрящего.

Насчёт “лучшего года” =). Я считаю, что мне в общем довольно повезло в жизни и жаловаться, по большому счёту, не на что. Более того, последние 5 лет до программы я жила очень насыщенной и интересной жизнью, в которой также было международное обучение, трансформирующий опыт, нескончаемые путешествия, друзья. И тем не менее я готова со всей ответственностью заявить, что этот год для меня действительно был особенным. Другой вопрос, что сделать таковым – твоя личная задача, никто не будет его особенным делать за тебя. Главный рецепт, я считаю, - быть способным по заслуге ценить всё происходящее и быть активным участников действия, а не отстранённым зрителем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий