вторник, 1 апреля 2014 г.

Иван Канардов: Как правильно объявлять об увольнении

На протяжении своей карьеры консультанта я объявлял об увольнении не менее чем 500 сотрудникам. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с тем количеством несчастных, которым Джордж Клуни в фильме "Мне бы в небо" произнес фразу «Вы уволены». Их были тысячи.

И все же — я говорил это сам и обучал этому руководителей. А точнее — помогал им в преодолении страхов, сомнений и нравственных терзаний. И поверьте — проводил время не впустую. Большинство начальников боятся эмоций своих подчиненных. Оно и понятно: у одних после такого объявления наступает шок, другие начинают протестовать, угрожая судом, третьи — плакать и умолять оставить их в компании. Есть и другие типы людей. Кто-то теряется и не знает, что делать дальше, — он просто молчит и смотрит в одну точку. А кто-то — и это самая благоприятная реакция — принимает факт таким, каков он есть. Не пугается и даже напротив — тут же ищет выход: спокойно уточняет причину увольнения, спрашивает совет. Предугадать, кто и как себя поведет, сложно. Для этого нужно быть хорошим психологом.

Но на самом деле предугадывать ничего не надо. Просто нужно попробовать настроить человека на конструктивный разговор: объяснить, что такое решение вы принимаете как руководитель, а как человеку вам очень жаль. В целом разговор об увольнении не должен длиться дольше 40 минут. При этом нужно следовать двум основным правилам. Так, примерно 50% времени вы должны слушать. Держать паузу особенно важно, когда известие оказывается для человека неожиданным и он впадает в состояние ступора. Тогда же, когда наступает момент произнести речь, ни в коем случае не оправдывайтесь — это лишь создает повод для новых негативных эмоций.

Второй момент — не сидите перед человеком с каменным выражением лица. Это не подразумевает, конечно, что начальник должен пустить слезу. Но и демонстрировать свой невозмутимый характер в такой ситуации неуместно.

Руководитель должен помнить несколько вещей.
  1. Во-первых, в увольнении человека виноват не он, а экономический кризис или плохая работа увольняемого. 
  2. Во-вторых, увольнение для сотрудника — это не конец его жизни. 
  3. В-третьих, руководителю платят деньги за принятие решений, в том числе и непопулярных.
После того как прошла первая реакция, нужно переходить к основному разговору. На самом деле это не сложно: после первых, самых сложных, минут большинство людей готовы к диалогу. В этот момент можно выразить свои эмоции, сочувствие, поддержку. А потом начать обсуждать детали увольнения. Хорошо, если в компании существует специально разработанная консультационная программа, когда HR-руководитель составляет список советов для руководителей, а те, в свою очередь, передают их от себя увольняемым сотрудникам: что им нужно делать дальше, куда идти, к кому обратиться. И все — на этом следует ставить точку.

После того как вы произнесете фразу "Вы уволены" несколько десятков раз, к сожалению, вы начнете душевно черстветь — как, например, врачи, которые зачастую мало обращают внимания на переживания пациента. Психологи называют это профессиональной деформацией, которая является неизбежной платой за роль руководителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий