пятница, 12 декабря 2014 г.

Системный крах отечественного туризма: почему это хорошо?


Небольшая дискуссия завязалась в ФБ. Много разных мнений, особенно выделяются жители Москвы и Питера, для которых съездить отдохнуть в Европу, как мне в кино сходить (привычно и доступно).

Общий дискус о том, что Правительство своими инициативами (а денег спасти всю туристическую отрасль нет), обанкротит процентов 70 участников отрасли. Я согласен, что решения нашего Правительства редко бывают удачными, а чаще всего это лоббирование ФПГ или "бадминтон".

У некоторых еще есть боль за "уволенных людей, которых выкинут на улицу". Видать сокращаемые бюджетники, так не беспокоят сердце жителей мегаполисов, как судьба представителей туриндустрии.

У меня не очень большой опыт туризма, хотя каждый год отправляю детей учиться на Запад, но сам уже давно не ездил никуда. При этом сталкивался в среде клиентуры и т.п. с туристической отраслью и немного знаю их болячки. Расскажу три истории, которые должны прояснить, почему крах отрасли сейчас это благо ИМХО.

История 1 "Человек и пароход"

Был у меня знакомый Дмитрий Ч. Занимался заправкой картриджей, обслуживал 2-3 фирмы сам, подрабатывая там "главным электроником". Я не сказал бы, что он много зарабатывал, но подержанная иномарка, умная жена и квартира у него была (хотя с квартирой там отдельная песня). 

Так вот, в один прекрасный момент, он со мной поделился новостью, что у него есть туристическая фирма. Я чуть не поперхнулся. Как говорю Дима, у тебя же нет денег на шотландский эль, какая фирма?

Тут он мне раскрыл "тайну", что у него есть ООО-шка на руках, лицензия и офис не нужны, а можно через личные продажи или "Интернет", перепродавать решения крупных операторов за % от сделки, а так же гонять деньги на счетах в банках % и т.п. удобства (в то время в Самаре была еще мода на таймшеры).

Говорилось все это на полном серьезе, с апломбом и т.п. Бизнес у него, насколько я знаю, не пошел, но "печать" и "туры" были.

Я понимаю, что не весь рынок туристической отрасли такой и много нормальных "олдскульных контор", но рынок наводнен подобными игроками, как мой знакомый. Сплошной демпинг. Многие продают в убыток (ну или с маржой близкой к нулю), чтобы выполнить взятые обязательства и квоты перед "старшим поставщиком туров" и т.д.

История 2 "Как я билеты в Архангельск покупал"

Есть у меня хорошее турагенство на примете, через которое я в Турцию часто ездил. К тому же есть выход на хозяев оного. Ехать на другой конец РФ пора и я пошел в турагенство покупать билеты в Архангельск с пересадкой в Питере. До этого я помониторил цены в инете.

В агенстве мне насчитали на 40% дороже стоимость билетов. На мои "ребят, да как Вы можете", "откуда такие цены"? Мне с городостью было сказано, что с интернет-продажами билетов они не работают, а работают через свою классическую систему заказа билетов (я не выговорю эту аббревиатуру) и там нет подобных скидок и возможностей как при заказе через веб. И тогда я понял, что отрасль точно в интеллектуальном кризисе, держится за старые технологии, а WEB 2.0 просто их побеждает, как "обледенение динозавров".

Хотя тот же ВЕБ 2.0 (хитрые продавцы туров и билетов в онлайне) смотрит Ваш куки на компьютере и хитрит с билетами, которые неожиданно вырастают на 10% при заказе, а если Вы смотрите с макбука, а не простого ноута, то цена априори больше. Таких уловок несколько, но их можно обойти через настройки сети/браузера.

Эта история о том, что замусоленные каталоги, старые технологии и т.п. это все основа неэффективного бизнеса с завышенными ценами и плохими результатами. У старой системы есть только три плюса (ИМХО): 
  • часть отелей, которые они продают, они знают лично, т.е. посещали. тестировали и т.п.; 
  • можно получить факс о бронировании от отеля через турагентство;
  • при проблемах с заселением, оплатой и т.п. всегда есть к куда и к кому приехать в последствие (и как мне кажется больше настроены на помощь клиенту). 

В безликой веб-системе мы отданы колл-центру и, очень часто, "дебилам из клиентской службы".

Моя мать, которая не очень серфит интернет и далека от веб технологий, уже лет 7 как юзает Букинг, поисковики и сама напрямую бронирует отели, квартиры и покупает билеты в Европу. Получается дешевле до 30%, не говоря что можно сделать поездку по разным местам в комфорте и т.д.

Отечественный туризм летит в пропасть не из-за курса валюты, санкций для силовиков или роста кросс-конкуренции с ЖКХ/Едой. Это всё общие тренды, но не главная проблема отрасли.

ИМХО главная проблема отрасли, что "играя в демпинг" и "издержках на объемах", выдергивая деньги из оборота и подменяя их кредитами, отрасль забыла простую вещь, что бизнес должен приносить прибыль, а не гнаться за количеством проданных туров и т.п.

Отрасль забыла, что долго использовать неразвитость транспортной системы РФ (3-4 хаба на всю страну это ужасно) для формирования "вечной олигополии" по направлениям, не получится. 

Широкополосный интернет с "Островком.ру и К" просто увели огромный пласт денег из оффлайновых продаж мегаполисов.

Туристические конторы привыкли сидеть на потоке и продавать шаблонный продукт, не специализируясь и не ища своей ниши. Что произошло с кучей фирм-перепродажников, с низкой маржой, когда внешние макро-условия стали быть негативными?

Карточный домик рухнул. Что сделали хозяева лопнувшего крупняка? В 90% сбежали, т.к. покрывали свою деятельность за счет продажи будущих поездок через квартал или полгода...

Как раз можно рассказать короткую историю № 3 "Кредитный Бонни и Клайд"

У моего знакомого, есть знакомая семейная пара. Работают не очень хорошо, а вот машины, туризм, шубы и шик любят. Ребята брали кредит, потом брали еще, потом еще, отдавали часть кредитов за счет других кредитов и так смогли веселится полтора года. Хорошим эта история не закончилась. Проданная квартира, развод и т.п.

Не напоминает одну отрасль? Так нечего на Правительство кивать и требовать "господдержки деньгами".

По мне лучше юзать Букинг, Островок, УанТуТрип и другие ресурсы, чем давать "динозаврам" шанс на выживание. Хотите выжить? Конкурируйте за клиента. 

Теперь нет потока, а рынок стал "рынком клиента", который не создает Вам денежный входящий поток, а банки не позволяют Вам закрывать дыры...

P.S. Еще раз отмечу, что я не говорю обо всем рынке или конторах, которые вкладывают в инфраструктуру и т.п. Но живущих на высоком обороте денег ребят с печатями в туристической отрасли большинство...

Фото из www.shutterstock.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий