четверг, 30 апреля 2015 г.

Исследование поведения "умников" в интернете и мое брюзжание


В своей работе и нетворкинге часто удивляешься поведению разных людей. разочарование настигает как в офлайне, так и в онлайне. Уже скоро можно написать заметку "10 хороших признаков специалиста по его активности в соц сетях" или "5 типов мудаков среди ваших френдов в соцсетях". :)

Не смог пройти мимо очередного забавного исследования "Online illusion: Unplugged, we really aren’t that smart" о том как поисковики, интернет и соцсети влияют на восприятия самого себя. И так психологи из Йеля: 
С появлением всемирной сети огромная масса информации стала легкодоступной: мы в любой момент можем узнать что угодно о чём угодно. Возможно, именно поэтому нам часто кажется, что и сами мы стали умнее. Это вовсе не шутка: эксперименты психологов из Йеля показали, что у людей, сидящих в интернете, действительно усиливается иллюзия собственного интеллекта. 
В исследовании участвовали около тысячи человек, которые должны были ответить на какой-нибудь вопрос – например, как работает застёжка-молния.
  • Одним предлагали поискать ответ во всемирной сети,
     
  • другим давали распечатку текстов с тех веб-сайтов, на которых интернет-группа нашла ответ.
     
То есть информация, по сути, была одна и та же, просто отличалась форма подачи и процесс поиска. Затем и те, и другие должны были сказать, могут ли они ответить на другой вопрос – например, почему облачные ночи теплее безоблачных. 
Сам ответ здесь был не важен, и отвечать вообще было не обязательно, требовалась только самооценка, уверенность или неуверенность в собственной компетентности. И оказалось, что те, кто ранее искал ответ в интернете, считают себя более знающими, более осведомлёнными в новой проблеме (хотя очередной вопрос не имел никакого отношения к предыдущему). 
Более того, интеллектуальная самоуверенность возрастала даже тогда, когда в сети вообще не удавалось найти удовлетворительного ответа (психологи или выбирали слишком сложный вопрос – например, почему история древнего Мероитского царства была более мирной, чем история государств Древней Греции? – или же использовали сетевые фильтры, чтобы сделать недоступными сайты с нужной информацией). До эксперимента уверенность в собственном знании у всех была примерно одинаковой, то есть дело было именно в интернет-поиске. 
Причём, как пишут авторы работы в Journal of Experimental Psychology, у людей возрастала уверенность именно в их личном интеллекте, то есть они полагали, что они сами по себе много знают, а доступ в сеть тут не при чём. 
Однако здесь был и другой нюанс: когда человеку предлагали сразу пройти по ссылке к нужной информации, то интеллектуальная самооценка оставалась прежней. Иными словами, важен не просто выход в интернет, а именно активный поиск в нём. 
Объяснение здесь может быть простое: когда человек ищет ответы с помощью источника, над которым надо потрудиться (например, в книге, или же беседуя с кем-то другим, кому нужно задавать чёткие вопросы и анализировать ответы), он успевает осознать, чего именно он не знает. В случае же с интернет-серфингом бывает невозможно различить между собой "то, что я знаю" и "то, что я думаю, что я знаю". 
Проблема, возможно, не стоила бы разговора, но ведь реальная компетентность после сеанса онлайн-поиска вовсе необязательно возрастает, причём даже если человек в результате ничего не узнал, ему будет казаться, что теперь он знает всё обо всём. А теперь помножим вот такой любопытный психологический эффект на всесветную распространённость мобильных гаджетов, подключённых к всемирной сети, и подумаем, не грозит ли нам теперь всеобщий интеллектуальный застой – как результат информационно-технологического прогресса.
Чем мне понравился данный материал, так это тем, что люди перестают понимать свои ограничения, при этом очень быстро нацепляют на себя маску "эксперта", который в реальности банально умеет только гуглить и воспроизводить с умным видом. 

"Снековая культура" и поисковики убивают консалтинг и развитие инноваций. Люди не держат информацию в голове и случае чего гуглят и компилируют. Сравнивать, использовать, тестить и выбирать это "сложно".

Все чаще я сталкиваюсь в проектах, когда 27-летние менегеры не только не ищут новые фишки, но и не внедряют их. Максимум они поверхностно что-то читали и могут просто показать свою "экспертность", но как "сделать это" не могут. Хотя пошаговых решений в интернете тьма. Пробуй, ищи свое...

Я на них смотрю и думаю "Вам что Гугл отключили"?

В итоге сталкиваешься с полчищем "умников", которые начитаются Бакшта (или Гандапаса или еще бреда), прочтут 1-2 заметки на "Цукерберг позвонит" и уже "знают как это работает"... :( 

Комментариев нет:

Отправить комментарий