четверг, 9 апреля 2015 г.

Томас Чаморро-Премузик: "Почему мозговой штурм - потеря времени"


Рост и инновации начинаются с креативных идей. Креативность отдельных сотрудников зависит от сочетания опыта, мотивации и умения мыслить творчески. На уровне коллектива креативность порождается синергией его членов: благодаря ей целое оказывается больше, чем сумма его частей.

Алекс Осборн за работой
Наиболее часто применяется метод мозгового штурма. Эту технику разработал еще в 1950-х Алекс Осборн (Alex Faickney Osborn), человек, словно вышедший из сериала "Безумцы". Мозговой штурм следует четырем принципам: 
  • а) генерируйте как можно больше идей, 
  • б) отдавайте предпочтение необычным, оригинальным идеям, 
  • в) сочетайте и оттачивайте предложенные идеи,
  • г) пока длится этот штурм, ничего не отвергайте и не критикуйте. 
Этот процесс, по природе своей неформальный и неструктурированный, основан на двух давно известных психологических предпосылках: 
  1. присутствие других людей само по себе оказывает стимулирующее воздействие, 
  2. количество рано или поздно переходит в качество.
Осборн утверждал, что мозговой штурм дает почти на 50% лучший результат, чем индивидуальные усилия. Но без малого шестьдесят лет научных исследований так и не подтвердили, чтобы идеи, порожденные подобным образом, были лучше, чем идеи, которые равное количество сотрудников могли бы выработать самостоятельно. Большое количество примеров указывает скорее на то, что мозговой штурм нарушает творческий процесс и итогом его будет не синергия, а снижение общей отдачи.

Метааналитический обзор более 800 команд обнаружил, что люди высказывают больше оригинальных идей, когда не общаются с другими. Особенно вреден мозговой штурм для больших команд, для групп, которые находятся под строгим руководством, и в тех случаях, когда устные выступления не протоколируются. Еще одна проблема: они быстро сдаются, если их усилия не окупаются сразу же.

Но почему мозговой штурм не приносит ожидаемых плодов? Тому есть четыре причины:
  1. Отлынивание. Известна тенденция "проехаться за чужой счет" — люди меньше прилагают усилий в команде, чем когда вся ответственность лежит на каждом члене коллектива. Это схоже с эффектом наблюдателя: мы не склонны делать то, что вполне могут сделать за нас другие.
  2. Тревожность. Сотрудник тревожится о том, как будут восприняты его предложения. У этого явления есть и другое название: "страх перед оценкой". Если у кого-то из членов группы обнаружатся превосходящие знания и опыт, другие не захотят подставляться — особенно этот страх давит на интровертов и неуверенных в себе людей.
  3. Наименьший общий знаменатель. Это процесс "адаптации на понижение", когда самые талантливые члены группы начинают уподобляться наименее способным. Такой эффект хорошо известен в спорте: тренируясь со слабым напарником, спортсмен теряет собственные навыки, опускаясь до уровня этого человека.
  4. Взаимные помехи. При любых размерах группы непременное условие — выдвигать не более одной идеи за раз, чтобы тебя выслушали. Исследования показали, что количество идей достигает максимума при шести-семи участниках штурма, а затем с ростом числа участников снижается.
Почему же мозговой штурм все еще остается столь распространенной практикой, если у него столько изъянов? На то есть две основные причины: 
  1. Специализация труда растет, знания и опыт распределяются между сотрудниками, и если для решения проблемы требуется привлечь разные типы знания или опыта, то правильно подобранная команда теоретически могла бы повысить качество принимаемых решений. Однако на практике требуется еще и правильный подбор людей и очень непростая координация их работы. 
  2. Даже если группы не генерируют больше идей или лучшие идеи, мозговой штурм выглядит наиболее демократичной из всех возможных процедур, а потому сотрудники охотнее принимают порожденные в этом процессе соображения и начинают их осуществлять — независимо от их объективного качества.
Томас Чаморро-Премузик
И наконец, мозговой штурм применяется потому, что это кажется правильным. Это очередное плацебо из аптечки менеджмента талантов, в него продолжают верить вопреки очевидным доказательствам. Так что не стесняйтесь, созывайте очередной мозговой штурм. Но не рассчитывайте на какой-то существенный результат, кроме хорошего самочувствия вашей коллектива.

Автор: Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premuzic) - Международный эксперт по психометрии и психологическому профилированию. Профессор психологии бизнеса в Лондонском университетском колледже и вице-президент по исследованиям и инновациям в Hogan Assessment Systems. Он также преподавал в Лондонской школе экономики и Нью-Йоркском университете. Он - один из основателей сайта metaprofiling.com.

Фото из www.shutterstock.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий