вторник, 21 июля 2015 г.

История Шампанского фейка

Чтобы понять, насколько уникальность шампанского важна для французов, нужно представить довольно необычную для России модель бизнеса. Весь регион Шампань, расположенный в 150 километрах юго-восточнее Парижа и состоящий из 19000 производителей, — это один большой бренд, имеющий название региона. Независимо друг от друга каждая винодельческая фирма работает над одним брендом. 

Общее название их продукта — зарегистрированная товарная марка, защитой которой занимаются французское государственное ведомство Межпрофессиональный Коммитет Шампанских Вин и Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности

Когда, скажем, в Венгрии кто-то производит "Champagn", он юридически не прав почти так же, как не прав производитель кроссовок "Abibas". Первые подделки шампанского появились в Европе в начале XIX века и стали очень быстро заполонять рынок, потому что тогда было можно. Спустя несколько десятков лет Франция положила этому конец, закрепив юридически своё право на название. Однако до сих пор есть две страны, с которыми в Шампани не спорят по этому вопросу: Россия и США.

Французы зарегистрировали товарный знак Champagne на продукты из одноименного региона в 1891 году, после "Мадридского соглашения о международной регистрации знаков". Это было классно для Франции, потому что на тот момент шампанские вина активно выходили на новые рынки. Ни одна из 91 страны, заключившей этот договор, не может использовать слово Champagne на этикетках бутылок с игристым вином. Америка это соглашение не подписывала до 2003 года, и уже в 1892 компания Korbel Brothers из долины Сонома начала «варить» своё "шампанское" в Калифорнии. Производство шампанского в России на этот момент было в зачаточном состоянии и далеко от него не ушло. Попытки князя Льва Голицына произвести игристое вино увенчались успехом на парижской выставке в 1900 году, где его кюве «Новосветское» достигло уровня самых простых базовых игристых вин из Шампани. В ближайшие 10 лет после этого всё игристое, производимое в России, выпивалось царской семьёй и их приближёнными. 

Франция

После Первой Мировой войны, при подписании Версальского Мирного Договора, Франция опять подняла вопрос уникальности шампанского. Для Шампани это было суперактуально, потому что северо-восточная Франция, будучи стратегической территорией, была почти полностью уничтожена военными сражениями. Реймс и Эперне, две столицы Шампани, были разрушены, а мир требовал шампанского. В 1919 году на Версальском Договоре Франция ещё раз закрепила за собой безоговорочное право на производство игристых вин под названием "Champagne". Опять весь мир к этому прислушался, кроме сами знаете каких двух стран. Америка подписала договор, но не ратифицировала, да и было незачем: через год в США грянул сухой закон. 

В России на тот момент всё было эпичнее: в 1922 году был подписан договор об образовании СССР, и советскому правительству алкоголь был нужен как средство сплочения нации. Власти поставили перед советскими виноделами задачу самим сделать шампанское, причём доступное всему 150-миллионному населению СССР. Через 10 лет Совнархозом был создан бренд "Советское Шампанское" не взирая на все международные конвенции. Под этой маркой делали и продолжают делать одно из самых низкокачественных игристых вин в мире.

Россия


В 2004 году Франция достигла с Россией соглашения об уникальности названия напитка. Надписи "Советское Шампанское" и "Российское Шампанское" на русском языке стали официально представлять российское игристое вино для внутреннего рынка. То игристое вино (мизерные его партии), что выходит из России на экспорт, должно называться «Russian Sparkling». Год спустя Франция смирилась и с "Шампанскими" из США, разрешив производить их только фирмам, которые уже существовали на момент соглашения. 

Сейчас в США есть несколько популярных марок, продолжающих выпускать "Champagne", например, "Korbel", "Cook’s" и "Andre". Российское "Шампанское", вечно стоящее на прилавках, мы все и так видели. Французы опустили руки: теперь всё на совести производителей. Большую часть таких «шампанских» производят дешёвым резервуарным методом непрерывного цикла. О качестве такого продукта речь заходит, когда определяют, пищевой он или нет.

США


С одной стороны, называя такой напиток "шампанским", мы упрощаем речь, но для многих это как «звонит» с ударением на первый слог. В связи с захватом мира информационными технологиями, об отличии французского шампанского от советского узнали многие. Когда кависты в винотеках показывают "бутылку нормального шампанского", от цены у стариков волосы встают дыбом, а молодежи становится неудобно. Мало кто знал, но и американцы выпускают для людей старой закалки своё патриотическое Champagne. 

Самые честные производители российского игристого уже давно не именуют его шампанским, ограничиваясь прозрачными словами вроде "брют" и "игристое". Спустя 200 лет, французы почти добились своего. Почти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий