вторник, 29 сентября 2015 г.

Трендвотчинг: журналист в погоне за трендом

Новомодное слово "трендвочинг" (от англ. trend watching) на самом деле очень просто понять: это буквально "отслеживание трендов". То есть наблюдение за возникновнеием новых явлений и тенденциями их развития.

"Это поиск новых трендов и трансформация найденных идей в понятную форму, рекомендации и сопроводительный консалтинг. Поиску новых трендов сопутствует изучение и исследование существующего рынка", – сообщает один из словарей на сайте Academic.ru.

Чаще всего понятие используется для описания бизнес-технологии по исследованиям потребительских трендов. Для сферы медиа и коммуникаций трендвотчинг ценен как инструмент поиска и разработки новых тем, нахождения нового даже в хорошо известном, прогнозирования событий. По большому счету, прогностическая функция самая ценная: что в философском, что в прикладном смысле, нет ничего ценнее возможности предвидеть будущее.

Одновременно с "трендвотчингом" соседствует ряд других связанных с "трендом" слов и терминов. Например, трендcеттинг (trendsetting) – это установление трендов. Трендсеттер — тот, кто инициирует и популяризует эти новшества. Таких людей еще называют ранними последователями (early adopters), первопроходцами технологических новинок, инновационных идей и прорывных социальных практик. Есть ещё понятие "трендспотинг" (trendspotting) – это буквально выявление новых трендов.



Желание поймать эту птицу счастья завтрашнего дня отражают также слова трендскаутинг (trendscouting) и трендхантинг (trendhunting). Люди готовы не просто следить за тенденциями в будущем, но и преследовать их, и даже охотиться за ними. К сожалению (или счастью) эти направления в Рунете не развиты совсем: сайт по трендскаутингу так и остался в 2013 году, а трендхантинг в лучшем случае отсылает к не менее старым и сомнительным биржевым стратегиям.

Тренды: поймать и приручить


Может, низкая популярность есть отражение ненужности? Зачем трендвотчинг вообще и есть ли от него польза?

Как от любого комплексного инструмента, польза проявляется только после овладения техникой и достаточной практики. Не стоит удивляться сложности процесса и слабости результатов, если вы забиваете гвозди микроскопом. Трендвотчинг – это всё же не про забивание гвоздей, а про рассматривание разных явлений через высокоточный прибор. Другой вопрос: кто и как интерпретирует результаты. Здесь как раз и случается большинство промахов в выявлении перспективных трендов.

Трендвотчинг помогает сориентироваться в окружающем пространстве инноваций, увидеть явления в динамике и наметить предполагаемые контуры возможного будущего. Это в частности помогает открыть новую рыночную нишу, запустить новый успешный бизнес-проект и добиться признания.

Трендвотчинг для СМИ


Что касается трендвотчинга для медиа, то тут есть несколько направлений. 

Во-первых, понимание медийного ландшафта, повестки дня и аудитории. Если вы уже на уровне стратега, продюсера или медиаменджера, то этот "третий глаз" может сделать сделать вас архитектором будущих лидеров рынка медиа. Но даже если вы простой автор, то трендвотчинг поможет найти важные темы, выделить интересных героев, разыскать перспективные проекты. И если вы будете первым, кто напишет о новых Apple, Google, Facebook, – это заложит крепкий фундамент медийной карьеры.

Более того, медийная популяризация тренд-ориентированных методик позволяет такого рода инструментам превращаться в действующие практики и двигать саму индустрию медиа вперед.

Целостного русскоязычного ресурса по трендвочингу не существует. Поэтому черпать кейсы, идеи и вдохновение придется с западных сайтов TrendWatching.com и TrendHunter.com. Первый полезен тем, что выкладывает бесплатные обзоры и исследования по теме, даже будучи коммерческим сервисом. Второй интересен своей моделью: тысячи добровольцев за возможность вознаграждения выискивают и публикуют тренды в разных областях: от науки и технологий до моды и секса.

Пересекаются с трендвотчингом в смысловом облаке также понятия "growth hacking" и "lean marketing". Эти термины у нас принято писать по-английски, без кириллической транслитерации или перевода.

Первое понятие относится к поиску взрывных решений для развития бизнеса и решения задач. Второе – к "бережливому" маркетингу. Везде люди ищут более эффективные стратегии и тактики для развития бизнеса.

Основной российский ресурс по growth hacking с июня 2014 года стал частью проекта "Цукерберг позвонит" и занял соответствующую рубрику. По "бережливому маркетингу" ничего внятного в виде единого русскоязычного ресурса пока нет.

Всё это по смыслу и духу близко к другому виду "хакинга" – "лайфхакингу" (Lifehacking). То есть поиску неочевидных, скрытых возможностей в окружающем мире, которые улучшают жизнь, сокращают издержки времени, энергии, денег. Лайфхак — это короткая тропинка к цели, о которой мало кто знает. И если предыдущие две сферы ориентированы в первую очередь на деловую среду, то лайфхакинг сфокусирован на персональном и личностном развитии и росте, на решении повседневных индивидуальных задач. Основной ресурс в России – одноименный сайт LifeHacker.ru.

В России более-менее системным использованием трендвотчинга и внедрением его в практики бизнеса занимается ИД Look At Media, который в конце 2014 года запустил собственное аналитическое подразделение De:Coding. Эта структура призвана исследовать современные потребительские тренды. Вышли два тренд-отчета "Парни Y" и "Девочки Y" (каждый стоит по 450 000 руб), но судьба исследований "Регионы России" и "Смартфоны и поколения Y" неясна.

В школе интерактивных коммуникаций ИКРа есть курс, который так и называется "Trendwatching". Кажется, он состоялся только один раз и, видимо, не нашел множества желающих на нём учиться. Хотя темы этого курса выглядят крайне актуальными и полезными в современных динамичных и постоянно изменяющихся условиях жизни.

Пожалуй, чтобы стать хорошим трендвотчером (или трендхантером), нужно просто быть увлеченным, открытым и жаждущим познавать новое человеком. Но даже такому человеку нужно понимать, откуда черпать потоки информации и вдохновения.

Вот 5 правил для успешного трендвотчинга:


1. Следите за технологиями и новинками

Они, как правило, обгоняют социальные практики. Первые, кто адаптируют технологические возможности под нужны и потребности людей имеют успех. 
2. Следите за трендсеттерами

Чаще всего это медиаэксперты и аналитики, а также медийные структуры. 
Также много информативных сообществ в Фейсбуке, в частности, группа "Новые медиа в гуманитарном образовании". По этой же причине есть смысл следить за появлением новых материалов и презентаций медиаэкспертов на ресурсе slideshare.net (например, вот аккаунт автора).
  • Отдельный интерес представляют профессиональные сообщества, такие как международная ассоциация издателей WAN IFRA или ГИПП в России. 
  • А также исследовательские центры, такие как Pew Research Center.
3. Расширяйте кругозор

Читайте разные книги, смотрите фильмы, слушайте музыку. Никто не знает, какое случайное сочетание на выходе даст нечто восхитительное и новое. Стив Джобс и его занятия каллиграфией и шрифтами – один из ярких примеров того, как страстные и искренние увлечения могут стать чем-то большим.

Расширению кругозора также помогают современные сервисы. Например, можно курировать контент или подписаться на интересующие темы через Scoop.it. Там попадаются очень неожиданные подборки: например, про то, как цифровые технологии влияют на здравоохранение.

Чтобы быть в курсе научных публикаций знакомых или уважаемых вами людей, пользуйтесь платформой Academia.edu. Если хотите быть в курсе интересных книг – Goodreads.com в помощь.

Также ищите RSS-потоки, группы и страницы в соцсетях по интересующим вас темам, чтобы всегда быть в информационном потоке.

4. Больше путешествуйте и общайтесь с разными людьми

Издавна путешественники открывали новое в традиционном. То есть сначала выступали трендвочерами, а потом привносили тренды в собственную культуру, становясь таким образом трендсеттерами. Другие взгляды на жизнь и мир обогатят ваш опыт и восприятие, сделают восприимчивее к новому.

5. Будьте "почемучкой"

Принято считать, что задавать вопрос "Почему?" – это свойство маленьких детей. Однако в современном подвижном мире этот вопрос позволяет не закостенеть и оставаться на гребне волны перемен. Поэтому чаще фантазируйте, задавайте себе и миру вопросы, практикуйте подход "А что, если…?".

Автор: Максим Корнев, доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики, Институт массмедиа РГГУ
Фото из www.shutterstock.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий