среда, 23 сентября 2015 г.

Rusbase: Нейминг в интернете, или как придумать название домена


Тема доменов сегодня актуальна для тех, кто занимается своим бизнесом. Как говорится, как вы яхту назовете… Я советую называть просто, ярко и стремиться к запоминаемости с первого раза. 

Что отличает домены от других названий? Домены — это названия в интернете. Их главная задача: помогать найти информацию о вас и от вас в сети. Поэтому, чем легче вы будете ассоциироваться с тем, что ищут люди, тем быстрее вас найдут. Иными словами, вам надо быть на виду, на слуху и легко всплывать в памяти.

Доменам легче, чем названиям (неймам) для брендов. Последние (неймы) должны быть зарегистрированы в своем классе (всего классов — сорок пять). При регистрации действуют жесткие правила:


— Нельзя зарегистрировать категориальное слово. Например, если у вас чай, слово «чай» нельзя зарегистрировать. Более того, нельзя зарегистрировать и слово «чай» на английском, немецком, французском и других языках. А вот при регистрации доменов такого правила нет. Лишь бы слова "чай" или "tea" были свободны.
В случае с неймингом регистрация категориального слова возможна только при использовании принципа "матрешки". Я в свое время работала с питерскими ребятами, которым нужно было придумать название для ресторана восточной кухни с большой чайной зоной. Мне очень хотелось использовать слово "чай" в названии. А так как напрямую делать это было нельзя по условиям регистрации, то я стала придумывать слова, которые бы содержали внутри себя фонетические ассоциации с "чаем": бахЧАЙ, ЧАЙки и ЧАЙники, ЧАща, ЧАн… Этот прием называется "матрешка". 
Еще один пример. В прошлом году ко мне обратилась бренд-команда "Сибирское здоровье" (это косметика, товары для дома и витамины, созданные на сибирских травах). Бренд появился 17 лет назад и занял домен Sibvaleo. Пока они работали на российском рынке, никаких проблем не было, а когда решили зарегистрироваться в Европе, то столкнулись с тем, что название Sibvaleo совпадает до степени смешения с известным брендом VALIO (финские молочные продукты). Я им тогда придумала, как, не меняя кардинально название, быстро решить проблему. Нужно поменять несколько букв: Sibvaleo — Sibvalue (получаем слово Value — ценности), которое можно зарегистрировать.
— Если ваше название совпадает до степени смещения с уже зарегристрированным словом (то есть отличается от него на 1-2 звука или буквы), то вас тоже не зарегистрируют. Для домена разница в одну букву достаточна, чтобы получить на Nic.ru (портал, где регистрируют и проверяют домены) искомое "свободен" и приступить к регистрации.
Этим, кстати, можно пользоваться, причем, не стесняясь никого и ничего. Мы в свое время придумали название "Роботник" (через "О") для магазина роботов. Это слово было занято, поэтому мы быстренько догадались добавить одну букву в конце (поставить слово во множественном числе): "роботник" — "роботникИ". Новое слово было свободно.

Домены с хвостом


Самый простой способ зарегистрировать любое слово, которое вам нравится (даже если оно зарегистрировано) — это приделать домену "хвост", то есть ничего не значащее слово, которое просто является дискриптором или абстрактным словом. Например, многие бренды являются компаниями, магазинами, домами, клубами и просто брендами. Все эти слова могут стать "хвостом" для домена и помочь вам зарегистрироваться. Например, если у вы хотите зарегистрировать домен Verde (зеленый), то добавьте к названию хвост: Verde — DomVerde (получается "Дом Верде", или зеленый дом, так как он расположен в парковой зоне). Как видите, хвост может находиться как после, так и до придуманного названия.

Еще один способ "перехитрить" всех — это удвоить слово. По сути, сделать хвост из него же самого.
Мне кажется, название "Лавка-Лавка" (известный бренд фермерских продуктов) получился таким ярким только потому, что слово "Лавка" было занято — и его создатели решили удвоить слово. 
Еще пример. Я вовремя не зарегистрировала слово Wordshop (название моего института), и домен заняли. Тогда я придумала себе "хвост" из слова "Академия": Wordshop + Academy, получилось WACADEMY. И так мы с тех пор под этим неймом и существуем.
Кстати, "хвосты" сегодня очень модны. Их роль часто выполняют служебные части речи: предлоги, союзы и частицы. Они вносят в название "демократичность" и актуальность. И, кстати, лучше воспринимаются, чем их конкуренты без хвостов. Например, слово "ВКонтакте" ярче, чем "Одноклассники". Так как оно для пользователей соцсети ассоциируется с процессом и результатом — и это благодаря предлогу "в".

Точки и тире


Те, кто считают, что знаки препинания не для них, очень ошибаются. Точки и тире всемогущи. Несмотря, на свои маленькие размеры.
Мои знакомые танцоры придумали название для танцевального турнира КЕНТАВР (по именам главных руководителей двух студий КЕНик Татьяны и ТАВРовской Лизы). Слово "кентавр" было занято, и я им посоветовала поставить внутри тире. Вуаля. КЕН-ТАВР зарегистрировался.
Кстати, мне следовало название Wordshop тоже зарегистрировать через тире внутри, было бы значительно элегантнее: WORD-SHOP.

Примеры использования точек тоже есть. Например, gu.ru (гуру), snej.com (снежком) и т.д.

Использование ритма


Ритм — это главное изобретение природы и искусства. В самом деле, наше сердце бьется ритмически, в природе день сменяется ночью, времена года следуют ритмически — закономерно друг за другом. На ритме "держатся" картины и фильмы, без ритма нет музыки и танца. В литературе ритм — один из главных художественных приемов. Я очень люблю придумывать ритмические названия. Они легче запоминаются, и их любят. В них есть какая-то магия.

Например, для пельменей я придумала название "Сам Самыч" (от слова "сам" — так в 18-19 веках называли мужчину и хозяина дома: "Вон, смотри, САМ идет"). С этим названием петербургский холдинг "Талосто" через 2 года выиграл престижную премию "Эффи" (бренд года).

По просьбе дизайнера Михаила Губергрица я придумала название фольги, для которой он делал фирменный стиль, — получился а-ля немецкий бренд "ФОЛЬГА ФОГЕЛЯ" (известно, что для немцев кухня и качество еды очень важно, поэтому бренд получился очень красивый и сдержанно-элегантный). В названии ритмически повторяются почти все звуки, но с эффектом зеркальности: ФЛГ-ФГЛ. 
Для известного дизайнера Гурона (Игорь Гурович, бренд-бутик ZOLOTO) я придумала название ZINGIZI. Он создавал бренд промдизайна с уникальными товарами в единственном экземпляре. Название напоминало словесные "выкрутасы" футуристов и одновременно в нем было что-то африканское (в Африке есть река Зангези). Гурон обыграл этот логотип очень красивым образом: он превратил все I в наклонные линии (\), которые символизируют вариативность, а следовательно, свободу выбора. 
Следующий красивый знак придумал Михаил Губергриц (основатель и творческий директор дизайн-студии LINII) для своей персональной выставки фотографий, сделанных во время путешествия по Индии. Название "Дни Индии", на мой взгляд, гениально (с точки зрения простоты и ритмической законченности). Сам логотип был сделан из фактурной индийской бумаги и получил несколько фестивальных призов.
Один знакомый показал название домена для домохозяек (тема сайта: кулинарные и прочие советы). Назывался он Domohozyaika.ru. Я немного подумала и предложила ему свою версию названия — DOMOMAMA. 
Кстати, для упоминаемого мною выше бренда "Сибирское здоровье" мои студенты из Института Пушкина предложили ритмически красивое название: DARISIBIRI (дары Сибири).

Все дело в рифме


Кстати, сегодня регистрировать слова все труднее и труднее. Иногда такое чувство, что все мало-мальски известные слова заняты. 

Как тут быть?

Американские неймеры советуют нам всем обратиться к рифме. Рифмованные слова легче запоминаются. И этот прием пока мало используется. Как говорится, на наш и на ваш век хватит.
Мы с моими студентами из Академии Коммуникаций Wordshop придумали несколько оригинальных названий для доменов. Например, для астро-портала нам удалось придумать название, состоящее из русских слов (заказчики хотели, чтобы простые люди из регионов легко находили их в сети). Получилось OTVETPLANET (ответ планет). 
Лично я очень люблю рифму. Для пельменей "Сам Самыч" придумала рифмованный слоган: "Пельмешки без спешки". Он коммуницирует заботу о женщине, которая может купить пельмени и не беспокоиться об ужине, а вместо этого без спешки заняться собой.

Игра словами


Мы делали на Wordshop нейминг для домена в помощь родителям (советы, куда пойти и что делать с детьми). На тот момент все известные слова: родители, мамапапа, дети, Parents — были заняты.

Можно было, конечно, удвоить какое-то слово (например, Detydety). Но мы пошли другим путем. Мы решили стать немножко детьми и поиграть словами.

Мы перевернули слово "родитель" и получили красивое а-ля латинское слово LETIDOR. И зарегистрировали это название. Кстати, фирменный стиль "Летидору" делали англичане — они были в восторге от нашего названия.


Использование креативных приемов


Для портала электробытовой техники нужно было зарегистрировать простое — односложное (состоит из одного слога с одной гласной внутри) — слово, связанное с темой электричества. Я придумала слово "СКАТ" (это электрическое животное).

И чтобы потребителю было легче воспринять "ската", я расшифровала название (сделала дескриптор): "СКАТ" — Современная Качественная Техника.

В заключение хочу пожелать всем вдохновения. И пусть у вас будут самые успешные проекты в сети.

АвторСветлана Майбродская — филолог, копирайтер и неймер. Около 10 лет проработала в рекламном агентстве BBDO. Там же создала свою школу — Академию Коммуникаций Wordshop (лучшая рекламная школа мира по версии фестиваля Young Glory, 2014). Преподает, ведет тренинги и мастер-классы по неймингу и копирайтингу в РУДН, РГГУ, МосГУ, Институте Пушкина и в Академии Коммуникаций Wordshop.

Автор неймов для пельменей "Сам Самыч", водки "Факт", ресторана восточной кухни "Бахчай", стоматологического портала Denlemen.ru и т.д. Работала с такими брендами, как Coca-Cola, Pepsi, Chrysler, Mercedes-Benz, Schwarzkopf, Avon, Аптека "36,6", "Талосто", ВТБ, Трансмарк, Procter&Gamble и др.

Сцылкоhttp://rusbase.com/howto/name-urself/
Первое фото из www.shutterstock.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий