воскресенье, 25 октября 2015 г.

Cеть Traveler’s Coffee делится на 2 части из-за внутрикорпоративного конфликта

Не могу пройти мимо новости "Анвар Пириев: "Раздела бизнеса Traveler’s Coffee можно было избежать" про мою любимую кофейню в Самаре. А так же объяснения почему у них был большой сбой с поставками.

Раздел новосибирской сети Traveler’s Coffee и уход из нее Кристофера Тара-Брауна стал заметным событием в сибирском ресторанном бизнесе. Однако по мнению ее сооснователя Анвара Пириева (на фото), предпосылки к такому развитию событий появились еще несколько лет назад.

В сентябре 2015 года стало известно, что глава и один из основателей новосибирской сети кофеен Traveler’s Coffee — Кристофер Тара-Браун отстранен от оперативного управления компанией. Сама же сеть теперь поделена между собственниками на две структуры — ООО "Трэвэлерс кофе Москва" под руководством бизнесмена Анвара Пириева и ООО "Трэвэлерс кофе", которую курируют американские инвесторы. В эксклюзивном интервью "КС" АНВАР ПИРИЕВ рассказал, что, по его мнению, привело Traveler’s Coffee к подобному развитию событий, какую роль в этом сыграл Дин Торренга из Starbucks, а также как бизнесмен намерен развивать бренд в ближайшем будущем.

— Состоявшийся раздел бизнеса компании Traveler’s Coffee можно считать в определенной мере эпохальным событием для новосибирского ресторанного рынка. Что привело, на ваш взгляд, к подобному развитию событий?

— Сеть Traveler’s Coffee была основана в 1997 году, первая кофейня открыта в 1999 году. Считаю, что мы создали ее с Крисом вдвоем. Однако именно благодаря моим усилиям в том числе сеть стало такой, какой мы видим ее сегодня. Мне этот бизнес понравился, я начал привлекать инвесторов и вкладывать в бизнес собственные средства, так, на этапе начального развития пришлось даже заложить собственную квартиру. Постепенно Traveler’s Coffee встал на ноги и начал активное развитие. Нашлись иностранные инвесторы, которые поверили в этот бизнес и вложили в него деньги. В период до 2013 года компания видела взлеты и падения, но продолжала уверенно развиваться, создавая и преумножая как собственную сеть кофеен, так и сеть кофеен под франшизой Traveler’s Coffee. К концу 2014 года моя доля акций в компании составляла более 25%.

Однако в 2013–2014 годах у одного из основателей и руководителей компании попросту произошло "головокружение от успеха", и под его руководством Traveler’s Coffee нарушила все законы экономического развития и существования.

В течение последних трех лет я настаивал, чтобы Кристофера Тара-Брауна отстранили от операционной деятельности. В декабре 2014 года, когда у нас состоялась встреча в Новосибирске, я четко сказал: если Кристофер остается в компании, то я свою долю забираю и управляю ею сам. С тех пор я очень жалею о том, что слишком долго мы шли к этому соглашению. Очень долго. Было потеряно много времени, которое могло быть потрачено с пользой для развития компании.

— В чем именно, на ваш взгляд, проявилось "головокружение от успеха"?

Анвар Пириев— На мой взгляд, говоря простым языком, компания элементарно "разбазаривалась". В 2012 году чистая прибыль сети составила более 60 млн рублей, а по итогам деятельности 2013–2014 годов, по моим данным, уже имела совокупный убыток в размере более 80 млн рублей. В данном периоде компания под прямым руководством Кристофера, фактически узурпировавшего власть, начала свое стремительное падение. При внешней видимости благополучия компания стала напоминать "колосса на глиняных ногах": вложение денежных средств в экономически необоснованные проекты, привлечение псевдоспециалистов, выбор которых и наем на работу осуществлялся лично Кристофером и его консультантами, услуги аутсорсинговых компаний с гонораром от 5 до 50 тыс. долларов в месяц — вот основные причины, которые, на мой взгляд, привели Traveler’s Coffee к той ситуации, в которой она оказалась в начале 2015 года. 

В большинстве случаев данные действия не согласовывались ни с партнерами по бизнесу, ни с другими акционерами. Ошибкой Кристофера было то, что он фактически подмял под себя всю исполнительную власть в компании, принимая все значимые решения единолично, игнорируя как возражения других акционеров, так и решения совета директоров Traveler’s Coffee.

Совет директоров компании задумался над происходящим в компании только тогда, когда я вынужден был сформировать письменное уведомление о том, что, понимая всю глубину кризиса в компании, я как один из основных акционеров компании намерен реализовать собственное видение развития Traveler’s Coffee самостоятельно. И потребовал разделения компании.

— Можно ли было избежать подобного хода событий?

— Уверен, что да. Если бы Криса отстранили от оперативного управления компанией два года назад, раздела Traveler’s Coffee можно было бы избежать. Однако прозрели акционеры компании слишком поздно.

Осталась ли у него какая-то доля в компании после раздела бизнеса — я не знаю. Приближенные к инвесторам источники говорят, что у Криса на текущий момент ее нет. Насколько мне известно, именно за свои решения, приведшие компанию к ее текущему состоянию, Крис как раз и рассчитался с инвесторами и акционерами своей долей. Со мной — нет. Я не исключаю, что на определенном этапе он хотел захватить контрольный пакет акций Traveler’s Coffee, но не успел этого сделать. Последней каплей, повлиявшей на принятие мной решения о выходе из компании и разделе бизнеса, стал тот факт, что Кристофер, согласно имеющимся у меня данным, попытался продать мою долю акций компании без моего согласия. После этого я и принял решение о разделе бизнеса.

— Насколько существенную роль в развитии ситуации сыграл наем Дина Торренга?

— Бывший вице-президент по операциям американской сети кофеен Starbucks Дин Торренга приехал управлять командой Traveler’s Coffee в 2013 году. За его плечами не было не только никакого опыта работы в России, но и знания русского языка, менталитета. Как можно управлять компанией, если ты не можешь донести до людей свои мысли? Большинство сотрудников были шокированы подобным решением. Я считаю, что Дин Торренга сыграл значительную роль в развале компании в период 2013-го — начала 2015 года. Его неприятие всего русского и неспособность понять людей, с которыми ему пришлось жить и работать, вызвало естественное отторжение его действий у сотрудников компании и его прямых подчиненных.

Между тем Traveler’s Coffee стала хорошей школой для развития собственного бизнеса для многих сотрудников. Возьмем, к примеру, Константина Буданова, Антона Лыкова — сейчас каждый из них имеет успешный бизнес на территории Сибири: у Константина это сеть кофеен "Академия кофе", у Антона — "Дядя Денер". Эти ребята смогли реализовать себя, а у Дина Торренга, на мой взгляд, этого не получилось. Причем ни в Starbucks, ни в собственном бизнесе, который он пытался создать в Америке и обанкротился, ни в Traveler’s Coffee.

Как следствие, я не видел смысла развиваться с такой командой. Это был прямой путь к банкротству. Однажды Дин спросил у меня: "Если у тебя из кармана пропадет 100 рублей, ты сильно расстроишься?" Я ответил, что вряд ли. — "Вот и я, если потеряю Traveler’s Coffee, не сильно буду печалиться по этому поводу".

— Какова на текущий момент структура бренда Traveler’s Coffee? Какая ее часть находится под вашим прямым управлением, какая — под руководством остальных акционеров?

— Сейчас право использования бренда Traveler’s Coffee принадлежит на равных правах двум организациям — ООО "Трэвэлерс кофе Москва" и ООО "Трэвэлерс кофе" (старая организация. — "КС"). Я руковожу первой, Евгений Михиенко (бывший управляющий партнер компании "Яркая Звезда", занимающейся развитием в России сети Carl’s Jr. — "КС") — второй. Этот человек был привлечен акционерами компании после отставки Кристофера, поэтому ничего относительно его профессиональных качеств сказать не могу. Кристофера полностью отстранили не только от операционной деятельности, недавно я подписал документы о разделении долей Traveler’s Coffee. По документам Криса в них нет.

— Какое количество кофеен под брендом Traveler’s Coffee находится под вашим управлением и какое количество франшиз перешло к вам?

— Мне отошло 25 франчайзинговых кофеен и пять из 14 заведений, находящихся под прямым управлением. Кроме этого, я уже открыл четыре собственные кофейни Traveler’s Coffee, одну из них — в Новосибирске, на Красном проспекте.

— Каковы ваши планы по развитию сети в ближайшей перспективе?

— Мы уже продали 17 франшиз Traveler’s Coffee. Думаю, что до конца 2015 года откроются 10 из них. Также я продолжу открывать заведения под собственным управлением: ближайшее открытие ожидается в Рязани, затем — в Казахстане. К концу года, вероятно, откроем 5–6 заведений под прямым управлением. За полгода мы также разработали новое меню Traveler’s Coffee. Параллельно формируем новый продукт — органик-кофе. Эта линия, включающая девять сортов кофе и одну эспрессо-смесь. Линия представлена сейчас в ряде московских магазинов, в том числе в проекте Lavka Lavka. На территории СФО продукт пока не реализуется, но мы не исключаем в перспективе выход и на сибирский рынок.

— Действительно ли Traveler’s Coffee открывает кофейню во Франкфурте-на-Майне?

— Да, это правда. Запуск планируется компанией "Трэвэлерс кофе Москва" в декабре 2015 года. Это мой личный проект.

Раз уж мы заговорили о выходе на международный рынок, упомяну о запуске кофеен Traveler’s Coffee в Китае, который состоялся в 2013 году. На этапе принятия решения о выходе в Китай я неоднократно возражал против этого, однако меня не услышали. Мнения разошлись, и я опять остался в меньшинстве. В Китай было вложено более 1,5 млн долларов, однако этот проект привел к формированию убытков в размере более 1,5 млн рублей в месяц. Сейчас кофейни в Китае закрыты по причине нерентабельности проекта.

Германия — совершенно другая история, и я уверен, что там наш проект будет успешен.

— Среди новых проектов вы также наметили запуск эспрессо-баров, верно?

— Да это перспективное направление, но открывать на начальном этапе мы их будем в Москве. В столице дорогая аренда, поэтому формат эспрессо-баров "островков" более рентабелен. В меню, помимо кофе, будет небольшой набор кондитерских изделий — пирожных, круассанов. В общей сложности планируем открыть 10–15 точек в ближайшее время. В целом же емкость столичного рынка, по моим оценкам, позволяет открыть нам до 50 эспрессо-баров. Что касается других городов, то пока мы рассматриваем еще только Санкт-Петербург.

— Не изменились ли условия франшизы вследствие кардинальных перестановок в компании? Каковы ее текущие условия?

— Они остались прежними. При этом у двух организаций — "Трэвэлерс кофе Москва" и "Трэвэлерс кофе" — они одинаковы. Это 1,5 млн рублей и 3% роялти.

— Хватает ли текущих обжарочных мощностей для развития сети?

— Мощностей нам хватит еще на пять лет вперед. На данный момент мы жарим порядка 15 тонн кофе в месяц, мощности позволяют обжаривать до 60 тонн. Доля кофе непосредственно для сети Traveler’s Coffee при этом будет составлять около 20%.

Сейчас, на мой взгляд, хорошие условия для развития данного направления: на текущий момент гораздо дороже привезти в Россию кофе из Италии, чем обжарить его непосредственно здесь. К тому же мастерство российских роаст-мастеров с каждым годом растет, и все чаще качество кофе, обжаренного в России, лучше, чем импортного. К примеру, в Новосибирске, по моим подсчетам, уже функционирует порядка 5–6 цехов по обжарке кофе.

— Не рассматривается ли вариант переноса головного офиса Traveler’s Coffee из Новосибирска в Москву?

— Текущий бренд Traveler’s Coffee — это две отдельные, самостоятельные структуры, две организации — ООО "Трэвэлерс кофе Москва" и ООО "Трэвэлерс кофе". У нашей компании (ООО "Трэвэлерс кофе Москва". — «КС») есть офис как в Москве, так и в Новосибирске. Последний открылся в 2015 году. О планах развития ООО "Трэвэлерс кофе" я ничего сказать не могу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий