вторник, 29 июня 2010 г.

Эти странные азиаты!

Все твердят, что этот век - век доминирования Азии в политике и экономике. Через пару десятков лет все будут слушать и смотреть новости не о том, как в штате Алабама кто-то чего-то съел, а как в провинции Тянь-ляу образовалась 70 км пробка из велосипедистов. ;)

А что мы знаем об азиатах и их брендах с которыми сталкиваемся? 

В майском номере Harward Business Review вышла великолепная статья "Китай: Мифы и реальность". Ее написали два автора:
  • Эрин Майер (Erin Meyer) — преподаватель теории поведения сотрудников организаций бизнес-школы Insead (Фонтенбло, Франция), специалист по межкультурному менеджменту. 
  • Элизабет И Шэнь (Elizabeth Yi Shen) — специалист по межкультурным различиям; консультирует западные компании в Китае.
Я приведу краткие выдержки из статьи. Я ее дал почитать своей жене и она согласилась с некоторыми наблюдениями (у нее несколько групп студентов из Китая обучаются).


Миф: коллективизм
Реальность: индивидуализм
По мнению китайского менеджера Вэй Чэнь, который работает в Париже в индустрии предметов роскоши, все более явное проявление индивидуализма китайцев объясняется тем, что в стране всех стригли под одну гребенку. В такой атмосфере формировались многие поколения. «Когда я был ребенком, мне говорили, что я должен быть “как все”, и наказывали, если я чем-то выделялся из общей массы, — вспоминает он. — Но мы с радостью отказываемся от обез-личенности. Мы в Китае хотим двигаться вперед. западные люди часто находят наш стиль ведения бизнеса слишком жестким и напористым». Топ-менеджер канадской фармацевтической компании особо отмечает: «В Китае чрезвычайно заботятся о личных интересах, больше чем об интересах компании, общества или страны. На западе я ничего подобного не встречал. США считаются рассадником индивидуализма, но Китай в этом отношении их намного обгоняет». Среди факторов, разрушающих дух коллективизма, респонденты упоминали Культурную революцию, демографическую политику Китая (один ребенок на одну семью) и массовую миграцию населения в большие города.
Доля правды: Решения часто принимаются коллегиально, и китайцы хорошо умеют работать в команде.

Миф: долгосрочное планирование
Реальность: спонтанность
Менеджеры единогласно утверждали, что, по сравнению с западными странами, в Китае принимают и исполняют решения с поразительной скоростью. «Мы тратим время, пытаясь предсказать будущее, и постоянно при этом ошибаемся, — говорит Фредерик Мори, руководитель высшего звена французской сервисной компании. — В Китае никто не думает о будущем». Возможно, это преувеличение, но с этим мнением охотно соглашается менеджер, десять лет проработавший в китайском офисе Всемирного банка. Он также добавляет, что в Китае принято действовать по ситуации, и делают там это очень умело: «В Китае я был на десятках, если не на сотнях семинаров, и ни разу они не шли по плану. Все меняется накануне вечером: выступающие, темы докладов и даже место проведения мероприятия. Но в конце концов все всегда заканчивается хорошо».
Доля правды: Деловые отношения и правительственная политика всегда планируются на годы вперед.

Миф: несклонность рисковать
Реальность: готовность рисковать
«На западе мы любим обсуждать что-то, затем все это фиксировать письменно, распечатывать кучу бумаг, снова обсуждать, потом анализировать, — говорит британский топ-менеджер логистической компании Майкл Дрейк. — Но в Китае все иначе: “здорово, мы приняли решение. Все — вперед и с песней!”» Многие респонденты считают, что риск и экономический рост взаимосвязаны. По мнению Эдит Корон, французского консультанта по проблемам межкультурных различий, «закономерно, что в стране, ВВП которой растет больше чем на 10% в год, дух предпринимательства и готовность рисковать столь высоки». Ее слова подтверждает Вэй Чэнь: «Мы не хотим терять ни минуты. Мы очень уверены в своих силах, и нам нравится рисковать».
Доля правды: Сотрудники китайских компаний обычно не решаются открыто высказывать свое мнение или идеи в присутствии руководителей.
Наши представления об азиатах очень шаблонны и примитивны. А уж понимание их экономик, управленческих культур и т.п. находится под огромным пластом допущений.

Восторгаясь системой качества и ответственностью в Японии, мы с удивлением узнаем о том, что Toyota зная о гибели десятков потребителей из-за инженерных ошибок, продолжала руководствоваться формулой подсчета ущерба, которую нам показали в фильме "Бойцовский клуб" (1999 год).

Беседа героя и "одноразового друга" (случайного попутчика):
Герой о своей работе по подсчете вреда со стороны автопроизводителя: Берем общее количество выпущенных машин - А, умножаем на количество машин с возможными неисправностями - В, и умножаем на стоимость урегулирования конфликта без суда - С. А умножить на В умножить на С - равно X. Если X меньше затрат на доработку - возврата не будет!

"Одноразовый друг": В какой компании вы работаете? 

Герой: В самой крупной…
 
Или ситуация с Чеболями в Южной Корее, с корейскими опен-спейс офисами далека от тех удивляющих весь мир "прорывов" середины 90-х годов. Исполнительность сменилась имитацией уважения и т.п.
 
Цитирую: "Проработав в Самсунге всего два месяца я стал свидетелем драки. На моих глазах моего шефа, начальника лаборатории, избили, сломав при этом ногу. Причиной драки был профессиональный спор! Спор о том, как лучше всего запаивать сверхпроводник в обжимающую трубку. Начальник лаборатории не принял к сведению аргументы сотрудника и тот, после нескольких крепких выражений, ударил шефа. Тот ответил не менее энергично, но после нескольких обменов ударами упал".

В том же Китае (цитирую "Коммерснат-Деньги") свыше 70% территорий заражены токсичными отходами, экология разрушена и т.п. А успех Китая имеет обратную сторону. Лившиц в интервью "Ведомостей" правильно обозначил некоторые из них: в Китае нет пенсий, системы социального обслуживания и т.п. ;)

Будет время и я конечно напишу больше о наших мифах об азиатской системе управления. Мифы не в том плане, что там все "плохо и хуже" чем у "великих славян", а то что деловая среда, маркетинговая политика и рынки в Азии меняются, как "бамбук растет после дождя", когда наша деловая среда - "лес пеньков у болота". ;( 
 
А рассказать есть о чем! Благо мой отец имел производственные компании в Корее, Китае и Индии. Ряд наших изданий много писали на тему трансформации компаний в азии и стиля менеджмента (Деньги, Власть, Итоги, Русский репортер, HBR)!
 
В работе заметки про азиатские бренды и т.п. ;)

5 комментариев:

  1. В последнее время в среде экономистов и бизнесменов Китай считается чем-то очень выдающимся. Предлагается брать пример с этой страны, она считается чуть ли не новой "сверх державой". Особенно часто, пример Китая приводят, когда хотят показать что и коммунистический режим может быть очень эффективным.

    Стоит напомнить Конфуция: "Голодный человек хочет есть, чего хочет сытый человек - не известно". Сейчас китайский народ становится сытым. Чего же захотят сытые: нормальной соц. защиты, пенсий, компенсаций, хороших условий труда и всего того прочего, что сильно удорожает продукцию.

    Одно дело продавать товар при зарплате рабочего в 100 у.е. в месяц и совсем другое дело, если эта зарплата вырастет до 1000 у.е..

    ОтветитьУдалить
  2. Еще немного про Китайцев:

    В 2004 году китайский концерн SAIC купил техническую документацию автомобилей Rover и MG. Планов было полно, обещали через 3-5 лет выпускать 30 новых автомобилей под маркой Rover и MG.

    Что делают сейчас? Реанимировали Rover 75, теперь это Rowe 750. Что это за машина, читайте здесь - http://www.rover-russia.ru/news/roewe_750_ili_proshhaemsja_s_britanskoj_markoj/2009-10-20-131.

    Кому лень, вот выводы: " Цена максимальной версии MG 750 составляет 29 000. Основным конкурентом этого автомобиля является Фольксваген Пассат Б6, цена которого составляет приблизительно те же деньги, при более высоком уровне комфортабельности.

    Автомобиль уже не тот, что был раньше. Китайскому производителю удалось максимально удешевить автомобиль, но к сожалению улучшить – нет. "

    То есть китайцы за 6-ть лет сумели только испортить и без того не самый лучший автомобиль!

    ОтветитьУдалить
  3. Как по мне, так лучше иметь дело с азиатами. У них такое понятие, как потерять лицо, а вот у "наших" армян и айзеров понятий вообще никаких нет.

    ОтветитьУдалить
  4. Может быть и с азиатами было лучше..

    ОтветитьУдалить
  5. Не согласен, с китайцами лучше не будет)

    ОтветитьУдалить