понедельник, 7 ноября 2011 г.

Немного о последствиях неудачного нейминга

Хотелось бы дополнить пост "Матрешкамания или пристрелите копирайтера". Я там поднял  тему об неудачном названии нового самарского японского ресторана "Оки-токи", а в комментах была небольшая дискуссия. Мои комментарии:
Кстати в Самаре на днях откроется очередное чудо "нейминга". Японский ресторан "Оки-Токи". К сожалению хозяева не знают, что этот бренд электроники 100% американский.
Потом была гневная анонимная тирада, что:
Конечно, мнение автора субъективно и не хочется серьезно уж упрекать его в невежестве, но, если давать комментарии и оценку кого-либо, то лучше как минимум справится о значении того или иного названия. Я о последнем абзаце. ВОКИ-ТОКИ (если автор имел ввиду это наименование), от англ. walkie-talkie < walk - ходить, идти + talk - говорить, ... радиопередатчик с радиоприемником индивидуального пользования (рация) на самом деле действительно американский бренд, но так и по-русски звучит иначе. А в названии ресторана прописано ОКИ ТОКИ, что имеет совсем другой смысл.
Мой ответный залп:
Если Вы вобьете в поисковики "оки токи", то узнаете что это "мощная, надежная и безопасная система для организации коммуникаций. Коммуникационная платформа расширяема и сейчас может выдержать более 500 звонков одновременно". т.е. программная площадка для колл-центров, но... 

исходя из Вашего понимания транскрипта с английского - шотландский Виски Johnnie Walker звучал бы не как Джонни Уокер, а как Джонни Волкер. ;) 

И если говорить об американском бренде, то звучит он все таки как "уоки токи", что намного ближе в понимании потребителя, который вынужден гадать, что означает таинственное название этого нового японского ресторана в Самаре.

Если Вы имеете отношение к маркетингу, то Вы понимаете как важны коммуникации направленные на раскрытие бренда и его составляющих. В той же (моей любимой сети японской кухни) "Гинно-таки" много полиграфии и букв, которые объясняют, что это в переводе с японского "Серебряный ручей" и бла бла бла. 

И как бы хозяева нового заведения не играли в анаграммы от названия столицы Японии, но нейминг крайне неудачен. ;( 

Ну или им нужно немного поработать, что бы смысл был понятен не только "таинственному анониму", но и простым потребителям. Однако исходя из моих наблюдений за этой самарской сетью ресторанов (Молли, Шеннон и т.п.), хозяева этой сети только выпустят эротическую полиграфию с официантками и повесят новую растяжку у Макдональдса.
А теперь новость месяца! Я думаю большинство маркетологов, кто следит за развитием HoReCa в нашей стране, следят за развитием сетевых ресторанов. Одним из сильных российских игроков, является питерский холдинг Ginza Project, который стартовал с двух ресторанов (сейчас свыше 100, из них 55 концептуальных (не сетевых)), а теперь наступает на пятки остальным лидерам рынка (оборот свыше 200 миллионов долларов в 2010 году. 

Вам знакомы их бренды их 50+ брендов (тут, тут)? Вряд ли. К сожалению в Самару они пытались зайти по франчайзи "Япошей", но не получилось, т.к. было неудачно выбрано место для заведения.




И вот холдинг Ginza Project решил запустить новый бренд "Оки-Доки" для новой сети своих ресторанов (сейчас их пять). Цитата: 
"Оки Доки" - новое имя на ресторанном рынке Москвы. Это современные демократичные заведения, созданные специально для жителей крупных мегаполисов. Логотип ресторана явно указывает на то, что это идеальное место для жизнерадостных, позитивных людей, для которых стакан всегда "наполовину полон", а их девиз- "Все ОК или ОКИ ДОКИ"!
В ОКИ ДОКИ - яркий современный дизайн, одновременно уютный и даже немного домашний, меню – демократичное, интернациональное. Все это делает ресторан идеальным местом для всех и каждого в современном мегаполисе. Концепцию ресторана коротко можно описать так: "ОКИ ДОКИ - еда без границ". Здесь можно попробовать блюда европейской, японской и русской кухонь, сюда приходят гости с самыми разными вкусами и запросами, и каждый находит себе блюдо по вкусу.


Достаточно этой сети добраться до Самары или стать популярной у самарского бомонда, как это отразится на узнаваемости самарского японского "Оки-токи", у которых бренд и так "американский производитель раций". Кстати они решили стать сетевым рестораном и открывают второй ресторан на месте двух других разорившихся заведений. А теперь им в затылок дышит "Оки-доки".

2 комментария:

  1. С интересом слежу за вашим блогом, со многими замечаниями согласен (хотя иногда они очень субъективны), но в этом случае совсем уж налицо какая-то видимо личная неприязнь к владельцам этого ресторана (по-моему очень достойного, особенно на фоне прочих самарских "сушилок"), слишком уж необоснованны придирки к названию и дизайну (это я про буклет - ничего "глупого" в нём не увидел). Не хочу обидеть, но тут какой-то провинциальный комплекс: "вот Питер - это дааа, а наши - балбесы бестолковые". На мой взгляд (тоже естественно субъективный) в данном случае и название и логотип у "наших" удачнее - флажок, палочки, "токи", созвучное названию города Токио - всё "в тему" Японии и японской кухни, а вот покореженная вилка и американский жест о'кей уж чересчур "демократичны". Пока не знаю (вероятнее всего и не узнаю), как у них будет с кухней, но с таким фирменным стилем пока только и остаётся "дышать в затылок" (если не ниже))) Самара-Питер,1:0

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Они субъективны по разным причинам. Иногда лень "по научному" все расписывать, иногда просто настроение не очень и эмоционально пишешь. В этом плане полностью с Вами согласен про свой субъективный подход.

      Владельцев ресторана я знаю, как и их бизнес. Более того их Паб "Шеннон" один из моих любимых! :) Не в Самаре, а вообще среди пабов.

      Нет, я их не троллю и не мщу за "невкусное блюдо". В этом вопросе я всегда голосую "ногами" и "кошельком". Просто перестаю ходить в заведение.

      "Оки-Токи" один из немногих стартапов в самарском HoReCa, кто запускался не по "хотелкам" хозяев, а с "научным подходом". Т.е. они старались все сделать "правильно". Обслуживало их РИХ "Абсолют" (крупнейшее и умирающее РА в Самаре).

      С буклетом, как я писал нет глупостей в дизайне и оформлении. Есть глупость на "смысловом" и "культурном" уровне восприятия услуги потребителем. Просто, у нас, общество не толерантное и ксенофобное, и нам хоть "жаренные северокорейские дети" в меню напиши - будет нормально. А в той же Прибалтике - клиенты бы уже стали бы тыкать или ругаться. Особенно в связке с Гиром энд Буддизм в Тибете.

      Кстати, я на днях, может сегодня, про Питер-Москва с их вилкой запощу. Поесть не было времени, а вот рекламу их пофоткал.

      Спасибо за коммент!

      P.S. Я не из тех людей. кто вырывается из Провинции, а потом возвращается и все сравнивает под "гудение", что "сыр то у нас не тот, как в Москве".

      Удалить