четверг, 23 октября 2014 г.

4 научных объяснения трудоголизма

Привожу отрывок из статьи про трудоголизм:
Понятие "трудоголизм" сродни понятию "алкоголизм", впервые оно было введено в 1971 году Уэйном Оутсом (Wayne Oates), который определял его как страсть к работе, сильную, неконтролируемую потребность непрерывно работать. Психологи определяют трудоголика как человека, который: 
  1. тратит значительное количество времени на работу, часто в ущерб для семьи и других видов деятельности; 
  2. продолжает думать о работе, даже если не находится на рабочем месте; 
  3. работает больше, чем требуется для достижения поставленных целей.
Трудоголики одержимы работой и испытывают сильное, неконтролируемое стремление много и интенсивно работать. 
При этом Илона ван Бек (Ilona van Beek) с коллегами утверждают, что трудоголизм имеет мало общего с истинной любовью к работе или с искренним желанием внести свой вклад в достижение целей организации. Трудоголики много и интенсивно работают, потому что чувствуют, что должны это делать, как будто что-то изнутри подталкивает их. 


Не занимаясь чем-то, связанным с работой, они переживают негативные эмоции (раздражение, тревогу, стыд и чувство вины). Дж. Спенс (Janet T. Spence) и Э. Роббинс (Ann S. Robbins) выделяют три ключевые характеристики трудоголика: 
  • сильное внутреннее стремление (драйв) к работе, 
  • высокая вовлеченность в работу, 
  • отсутствие удовольствия от работы самой по себе.
Почему же люди становятся трудоголиками? Возможных объяснений может быть несколько. 
С физиологической точки зрения трудоголизм можно объяснить с помощью химических процессов, происходящих внутри организма. Например, предполагается, что многочасовая работа может вызывать чрезмерное выделение адреналина, серотонина, дофамина (которые способствуют соматическому эффекту ощущения удовольствия), что и приводит к привыканию к чрезмерной работе. Несмотря на относительную простоту, данная модель никогда не проверялась эмпирически. 
С точки зрения теории научения трудоголизм рассматривается как форма поведения, полученная посредством "оперантного научения". Если человек видит, что другие члены семьи или коллеги много работают, он может начать подражать им и делать то же самое. При этом трудоголизм будет развиваться только в том случае, если чрезмерная рабочая нагрузка будет подкрепляться, например, одобряться коллегами, премироваться бонусами, дополнительными льготами или повышением заработной платы и др. Действительно, исследования показывают, что трудоголики имеют более успешную карьеру и более высокую заработную плату. 
Трудоголизм также можно рассматривать как проявление определённых личностных качеств и черт, например, перфекционизма, потребности в достижении, упорстве, организованности, компульсивности, ригидности и неспособности к делегированию ответственности, а также нейротизма и самоконтроля. 
Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что дисциплинированный, ответственный и организованный человек, обладающий базовыми невротическими чертами (неуверенность, страх неудачи, страх успеха и следование строгой трудовой этике), действительно имеет все шансы стать трудоголиком. Подобный взгляд на трудоголизм является наиболее пессимистичным, поскольку если трудоголизм детерминирован стабильными личностными качествами, то от него практически невозможно избавиться. 
Ещё одна точка зрения на трудоголизм предполагает, что он может являться продуктом социального и культурного опыта человека и выполнять определённые социальные функции. Например, посвящая слишком много времени работе, трудоголики обычно считают это уважительной причиной, оправдывающей их меньшее участие в других сферах (воспитание детей, исполнение социальной роли супруга). 
Поскольку каждая из перечисленных точек зрения (кроме физиологической) имеет научное подтверждение, скорее всего, наиболее продуктивным будет их объединение в общую модель трудоголизма, в соответствии с которой трудоголизм – это результат совместного влияния личностных качеств (потребностей, черт, ценностей), социокультурного опыта (социального научения, культурно обусловленных компетенций и конкуренции) и подкрепления поведения (система вознаграждения в организации). 
То есть люди становятся трудоголиками, поскольку имеют определенные личностные черты, их социальный или культурный опыт способствует появлению трудоголизма, и их характерное для трудоголика поведение многократно подкрепляется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий