вторник, 29 сентября 2015 г.

Трендвотчинг: журналист в погоне за трендом

Новомодное слово "трендвочинг" (от англ. trend watching) на самом деле очень просто понять: это буквально "отслеживание трендов". То есть наблюдение за возникновнеием новых явлений и тенденциями их развития.

"Это поиск новых трендов и трансформация найденных идей в понятную форму, рекомендации и сопроводительный консалтинг. Поиску новых трендов сопутствует изучение и исследование существующего рынка", – сообщает один из словарей на сайте Academic.ru.

Чаще всего понятие используется для описания бизнес-технологии по исследованиям потребительских трендов. Для сферы медиа и коммуникаций трендвотчинг ценен как инструмент поиска и разработки новых тем, нахождения нового даже в хорошо известном, прогнозирования событий. По большому счету, прогностическая функция самая ценная: что в философском, что в прикладном смысле, нет ничего ценнее возможности предвидеть будущее.

Одновременно с "трендвотчингом" соседствует ряд других связанных с "трендом" слов и терминов. Например, трендcеттинг (trendsetting) – это установление трендов. Трендсеттер — тот, кто инициирует и популяризует эти новшества. Таких людей еще называют ранними последователями (early adopters), первопроходцами технологических новинок, инновационных идей и прорывных социальных практик. Есть ещё понятие "трендспотинг" (trendspotting) – это буквально выявление новых трендов.



Желание поймать эту птицу счастья завтрашнего дня отражают также слова трендскаутинг (trendscouting) и трендхантинг (trendhunting). Люди готовы не просто следить за тенденциями в будущем, но и преследовать их, и даже охотиться за ними. К сожалению (или счастью) эти направления в Рунете не развиты совсем: сайт по трендскаутингу так и остался в 2013 году, а трендхантинг в лучшем случае отсылает к не менее старым и сомнительным биржевым стратегиям.

Тренды: поймать и приручить


Может, низкая популярность есть отражение ненужности? Зачем трендвотчинг вообще и есть ли от него польза?

Как от любого комплексного инструмента, польза проявляется только после овладения техникой и достаточной практики. Не стоит удивляться сложности процесса и слабости результатов, если вы забиваете гвозди микроскопом. Трендвотчинг – это всё же не про забивание гвоздей, а про рассматривание разных явлений через высокоточный прибор. Другой вопрос: кто и как интерпретирует результаты. Здесь как раз и случается большинство промахов в выявлении перспективных трендов.

Трендвотчинг помогает сориентироваться в окружающем пространстве инноваций, увидеть явления в динамике и наметить предполагаемые контуры возможного будущего. Это в частности помогает открыть новую рыночную нишу, запустить новый успешный бизнес-проект и добиться признания.

Трендвотчинг для СМИ


Что касается трендвотчинга для медиа, то тут есть несколько направлений. 

Во-первых, понимание медийного ландшафта, повестки дня и аудитории. Если вы уже на уровне стратега, продюсера или медиаменджера, то этот "третий глаз" может сделать сделать вас архитектором будущих лидеров рынка медиа. Но даже если вы простой автор, то трендвотчинг поможет найти важные темы, выделить интересных героев, разыскать перспективные проекты. И если вы будете первым, кто напишет о новых Apple, Google, Facebook, – это заложит крепкий фундамент медийной карьеры.

Более того, медийная популяризация тренд-ориентированных методик позволяет такого рода инструментам превращаться в действующие практики и двигать саму индустрию медиа вперед.

Целостного русскоязычного ресурса по трендвочингу не существует. Поэтому черпать кейсы, идеи и вдохновение придется с западных сайтов TrendWatching.com и TrendHunter.com. Первый полезен тем, что выкладывает бесплатные обзоры и исследования по теме, даже будучи коммерческим сервисом. Второй интересен своей моделью: тысячи добровольцев за возможность вознаграждения выискивают и публикуют тренды в разных областях: от науки и технологий до моды и секса.

Пересекаются с трендвотчингом в смысловом облаке также понятия "growth hacking" и "lean marketing". Эти термины у нас принято писать по-английски, без кириллической транслитерации или перевода.

Первое понятие относится к поиску взрывных решений для развития бизнеса и решения задач. Второе – к "бережливому" маркетингу. Везде люди ищут более эффективные стратегии и тактики для развития бизнеса.

Основной российский ресурс по growth hacking с июня 2014 года стал частью проекта "Цукерберг позвонит" и занял соответствующую рубрику. По "бережливому маркетингу" ничего внятного в виде единого русскоязычного ресурса пока нет.

Всё это по смыслу и духу близко к другому виду "хакинга" – "лайфхакингу" (Lifehacking). То есть поиску неочевидных, скрытых возможностей в окружающем мире, которые улучшают жизнь, сокращают издержки времени, энергии, денег. Лайфхак — это короткая тропинка к цели, о которой мало кто знает. И если предыдущие две сферы ориентированы в первую очередь на деловую среду, то лайфхакинг сфокусирован на персональном и личностном развитии и росте, на решении повседневных индивидуальных задач. Основной ресурс в России – одноименный сайт LifeHacker.ru.

В России более-менее системным использованием трендвотчинга и внедрением его в практики бизнеса занимается ИД Look At Media, который в конце 2014 года запустил собственное аналитическое подразделение De:Coding. Эта структура призвана исследовать современные потребительские тренды. Вышли два тренд-отчета "Парни Y" и "Девочки Y" (каждый стоит по 450 000 руб), но судьба исследований "Регионы России" и "Смартфоны и поколения Y" неясна.

В школе интерактивных коммуникаций ИКРа есть курс, который так и называется "Trendwatching". Кажется, он состоялся только один раз и, видимо, не нашел множества желающих на нём учиться. Хотя темы этого курса выглядят крайне актуальными и полезными в современных динамичных и постоянно изменяющихся условиях жизни.

Пожалуй, чтобы стать хорошим трендвотчером (или трендхантером), нужно просто быть увлеченным, открытым и жаждущим познавать новое человеком. Но даже такому человеку нужно понимать, откуда черпать потоки информации и вдохновения.

Вот 5 правил для успешного трендвотчинга:


1. Следите за технологиями и новинками

Они, как правило, обгоняют социальные практики. Первые, кто адаптируют технологические возможности под нужны и потребности людей имеют успех. 
2. Следите за трендсеттерами

Чаще всего это медиаэксперты и аналитики, а также медийные структуры. 
Также много информативных сообществ в Фейсбуке, в частности, группа "Новые медиа в гуманитарном образовании". По этой же причине есть смысл следить за появлением новых материалов и презентаций медиаэкспертов на ресурсе slideshare.net (например, вот аккаунт автора).
  • Отдельный интерес представляют профессиональные сообщества, такие как международная ассоциация издателей WAN IFRA или ГИПП в России. 
  • А также исследовательские центры, такие как Pew Research Center.
3. Расширяйте кругозор

Читайте разные книги, смотрите фильмы, слушайте музыку. Никто не знает, какое случайное сочетание на выходе даст нечто восхитительное и новое. Стив Джобс и его занятия каллиграфией и шрифтами – один из ярких примеров того, как страстные и искренние увлечения могут стать чем-то большим.

Расширению кругозора также помогают современные сервисы. Например, можно курировать контент или подписаться на интересующие темы через Scoop.it. Там попадаются очень неожиданные подборки: например, про то, как цифровые технологии влияют на здравоохранение.

Чтобы быть в курсе научных публикаций знакомых или уважаемых вами людей, пользуйтесь платформой Academia.edu. Если хотите быть в курсе интересных книг – Goodreads.com в помощь.

Также ищите RSS-потоки, группы и страницы в соцсетях по интересующим вас темам, чтобы всегда быть в информационном потоке.

4. Больше путешествуйте и общайтесь с разными людьми

Издавна путешественники открывали новое в традиционном. То есть сначала выступали трендвочерами, а потом привносили тренды в собственную культуру, становясь таким образом трендсеттерами. Другие взгляды на жизнь и мир обогатят ваш опыт и восприятие, сделают восприимчивее к новому.

5. Будьте "почемучкой"

Принято считать, что задавать вопрос "Почему?" – это свойство маленьких детей. Однако в современном подвижном мире этот вопрос позволяет не закостенеть и оставаться на гребне волны перемен. Поэтому чаще фантазируйте, задавайте себе и миру вопросы, практикуйте подход "А что, если…?".

Автор: Максим Корнев, доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики, Институт массмедиа РГГУ
Фото из www.shutterstock.com

30 комментариев:

  1. After reading your article I was amazed. I know that you explain it very well. And I hope that other readers will also experience how I feel after reading your article.
    360digiTMG data science cours

    ОтветитьУдалить
  2. Thanks for posting the best information and the blog is very informative.Data science course in Faridabad

    ОтветитьУдалить
  3. Thanks for posting the best information and the blog is very helpful.Data science course in Varanasi

    ОтветитьУдалить
  4. I want to leave a little comment to support and wish you the best of luck.we wish you the best of luck in all your blogging enedevors.
    data analytics courses in bangalore

    ОтветитьУдалить
  5. If you don"t mind proceed with this extraordinary work and I anticipate a greater amount of your magnificent blog entries

    digital marketing courses in hyderabad with placement

    ОтветитьУдалить
  6. Hi my loved one! I want to say that this article is amazing, nice written and come with approximately all important infos.
    I would like to see more posts like this . 룰렛

    ОтветитьУдалить
  7. I just found this blog and have high hopes for it to continue. Keep up the great work, its hard to find good ones. I have added to my favorites. Thank You. 메리트카지노

    ОтветитьУдалить
  8. What’s up to all, it’s genuinely a pleasant for me to pay a visit this web site, it consists
    of helpful Information. 온라인카지노

    ОтветитьУдалить
  9. Captivating post. I Have Been contemplating about this issue, so an obligation of appreciation is all together to post. Completely cool post.It ‘s greatly extraordinarily OK and Useful post.Thanks
    오피월드

    oworldsmewep

    ОтветитьУдалить
  10. Can I simply just say what a comfort to find an individual who truly understands what they’re talking about on the net. You definitely realize how to bring a problem to light and make it important. More and more people have to look at this and understand this side of your story. It’s surprising you’re not more popular given that you most certainly have the gift.
    국내경마

    magosucowep

    ОтветитьУдалить
  11. Wow appreciation, This is really good and useful information. Thanks for posting. We provide an innovative and simple way to apply for the Turkey Visa online process which is highly secure And it's accessible too. 100 Eligible Countries can apply for Turkey Visa.

    ОтветитьУдалить
  12. Thank you The international travelers who traveling to Kenya need Kenyan visa . That they can apply online and can get the 24*7 customer assistant.

    ОтветитьУдалить
  13. I appreciate you sharing this wonderful content with us. Thanks for adding value and click on the link to apply for an emergency tourist visa India. Now it is easier to apply for an e-visa to India.

    ОтветитьУдалить
  14. Great work.. Thanks for this post. Foreign travelers who wish to apply for Azerbaijan visa must check the Azerbaijan visa requirement before filling the application.

    ОтветитьУдалить
  15. Wow.. Very informative article thanks for sharing please keep it up.. If you travel to India now , you can check how to apply emergency visa to India online. Within 5 to 10 minutes you can fill your India visa emergency form online.

    ОтветитьУдалить
  16. Good day..Your informative posts give me great pleasure. You can travel to India if you are interested. Your post is more useful for me. Thank you . Learn more about apply e visa to Indian? For detailed information, check out our eta Indian e visa online page.

    ОтветитьУдалить
  17. You should be a part of a contest for one of the best websites on the net. I most certainly will recommend this web site. If you plan to visit Turkey, then an electronic visa for Turkey may be the best option because of its ease of application and time and cost savings.

    ОтветитьУдалить
  18. I love the way you explain your article. It's easy to read and understandable. I want to know articles like this. People have the option to apply for a Turkish e visa online which is a hassle free process. And its time and cost saving also.

    ОтветитьУдалить
  19. You made such an interesting piece to read, giving everyThanks for sharing. 파워볼사이트

    ОтветитьУдалить
  20. I personally use them my favorite minis 메이저공원

    ОтветитьУдалить
  21. cle you have shared is good.This article is very useful. My friend suggest me to use this blog. 월카지노

    ОтветитьУдалить
  22. This is my first time I visit here. I found so many engaging stuff in your blog 먹튀검증업체목록

    ОтветитьУдалить
  23. Thank you again for all the knowledge . 더존카지노주소

    ОтветитьУдалить
  24. Have you evg me useful information. Please keep posting good information in the future I will visit you often. Thank you. I am also running the site. This is a related site, so please visit once. Have a niceday! 파워볼놀이터

    ОтветитьУдалить
  25. Thank you foris subject. Bookmarked this website page, will come back for extra articles. This is a wonderful article, Given so much info in it, These type of articles keeps the users interest in the website, and keep on sharing more ... good luck. 카지노커뮤니티

    ОтветитьУдалить
  26. Wonderful web site. A lot of useful info here. I’m sending it to a few pals ans additionally sharing in delicious. And certainly, thank you for your sweat! What a Excellent post. I really found this to much informatics. It is what i was searching for.I would like to suggest you that please keep sharing such type of info.Thanks You have a good point here!I totally agree with what you have said!!Thanks for sharing your views...hope more people will read this article!! Thanks for sharing nice information with us. i like your post and all you share with us is uptodate and quite informative, i would like to bookmark the page so i can come here again to read you, as you have done a wonderful job. 토토도메인

    ОтветитьУдалить