Зарисовка № 1
Вы не поверите... Случилось "чудо". Мои стенания в блоге про Шереметьево сократятся на порядок. Запущен "Аэроэкспресс" от Савеловского вокзала в Шереметьево. Проект стоил 4,5 миллиарда рублей. Строило РЖД. Единственно случилось, как на заводе АВТОВАЗ, когда наш губернатор Титов не мог захлопнуть дверь у новой Шеви-нивы - электричка в первой поездке сломалась на обратном пути. Что могу сказать - что скоро покатаюсь и на этом "Аэроэкспрессе" и поделюсь своими заметками.
По официальным данным ехать 35 минут и стоит это почти в 2 раза дороже, чем у других аэропортов - 250 рублей.
Зарисовка № 2
Ходил недавно по городу и увидел баннер о котором писал ранее (Плагиат рекламной компании "Туборга" нескольких лет давности). "О дне города" + Туборг". Любуйтесь. Снято на мобильник.
Зарисовка № 3
Из-за серости будней вынужден интересоваться различными направлениями и сферами жизни. Попал ко мне перед отпуском интересный факс о семинаре, который ведет русский американец (30 лет USA) о "Бренде ВУЗов". Я в свое время работал 2 года в Американском фонде Сороса или у нас он назывался "Институт открытое общество" и решил посмотреть, что изменилось за это время в американцах и в их системе образования.
Факс был очень грамотно составлен. Семинар 2 дня. Стоил сущие гроши - 4,5 т.р.
Но так как я уже 2 или 3 года сижу на чемодане и типа взращиваю себе смену, то решил взять двух сотрудниц на этот семинар тоже. Развитие межкультурного общения на тему маркетинга.
Мистер выглядел как 100% американец. Что им добавляют в еду или в питьевую воду не знаю. Кросовки - белые, джинсы голубые, белая плотная рубаха, коженная легкая куртка "а ля бомбер" и... правильно - бейсболка.
На семинар пришло 8 человек. После первой кофе-паузы (через полтора часа) нас осталось 4-ро + лектор. Не заснуть было тяжело ибо темное помещение, свежесть граничащая с сильной прохладой давало команду организму уйти в спячку и "сосать лапу" или "чупа-чупс". Кстати кто не в курсе оказывается это 100% испанский бренд.
Что вынес из семинара... Америка мало изменилась. Все старые вузы США были основаны всякими религиозными сектами типа квакеров или масонами. У них круглогодичный набор на высшее и только через 2 года ты определяешься со специальностью своего факультета.
Угадайте что у них на первом месте? Академичность? Качество образования? Нет! Фандрайзинг. Профессор из США говорил, что их продажники чуть не совершили харакири, когда собрали денег (пожертвований и грантов) не на миллиард долларов, а на 890 миллионов (по отношению к прошлому году). Бюджет Оксфорда по Фандрайзингу 25-30 миллиардов долларов в год. Больше чем мы тратим на Высшее образование в РФ. ;(
Короче я не жалею, что пошел на этот семинар. Хотя сотрудницы убежали быстро. Плохо, что все было организовано на 3+. ;(
Зарисовка № 4
Буквально на днях мой любимый институт-бизнес образования СИДО (www.sido.ru Родина финского маркетинга в Самаре) провел второй круглый стол по маркетингу и менеджменту. Он назывался "Реклама: творчество или точный расчет" (воспроизвел по памяти).
Собралось около 35 человек (МБА-шники, маркетологи, выпускники различных программ СИДО (ТОПы)). Проходило это в нормальном светлом помещении где все было как положено для мероприятий такого уровня. Правда в помещении было слегка душновато.
Во время встречи обсуждались три разных кейса по рекламе + реальные результаты по ним. Первый - рекламная кампания инвестиционной компании "Восток-Инвест", третий - реклама акции магазина спорт товаров "Экстрим спорт". Все бы ничего, но кто-то додумался сделать кейсом № 2 "ГаБу" (Странный персонаж ГазБанка). А "Габа" для меня это как диснеевский клон Чичваркина - красная тряпка.
И так краткий экскурс "Что такое "Габа"?!
"Габа" это новый бренд Самарского ГазБанка, который активно рекламировался напротяжении 2-3 лет. Причем в первые 1,5 года бюджет на "Габу" был больше чем бюджет Сбера по Самарской области в несколько раз. "Габа" это желто розовая помесь страуса (женский пол) и цыпленка.
Они даже офисы переделали под эти цвета. Здание главного офиса Вы видете на фотографии. Проводили по 5-6 праздников в городе для горожан и все такое. Костюмы Габы, куклы "ГаБы" детям!
Кредитки выпустили с "Габой" и тарифы для даунов "XXL", "XL", "L", "M", "S". Тарифы, как размеры одежды. Могли бы литр, поллитра и сто грамм сделать.
Вся рекламная компания была настроена на 2 Целевые аудитории... Вы готовы? Сидите? Не жуйте, а то поперхнетесь.
"ДЕТИ И ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ"! Я не буду говорить, что реклама финансовых услуг и банков очень консервативна. Это Вам скажет любой грамотный рекламщик или маркетолог. А какие цифры были приведены в кейсе! Вместо 400 м.р. "ГаБа" привлекла на депозиты 1 миллиард рублей, и выдали целых 320 миллионов рублей кредитов.
Единственно никто не смог уточнить соотношение в этих цифрах юр лиц и физ лиц. Лично я очень сомневаюсь, что у каждого русского школьника пачка валюты в пенале. ;)
Я давно интересуюсь "Габой" ведь инвестировать пару миллионов баксов в региональную рекламу (до 3-5 за 3 года), раскрасить 9-этажное офисное здание (центральный офис + субаренда (правда мало кто хочет в это въезжать)) под желто оранжевый цвет это некий подвиг.
Меня очень сильно заинтересовал эффект "ГаБы" в 2005 году ибо вся Самара была обклеена "Габой" и рекламировало то, что не должна. Не "детские памперсы", а финансовые продукты.
По неким слухам - "Габа" это продукт любви одного топ-менеджера к одной дизайнерше в 3Д-максе + любовь к откатам. Где то 5-10% расходов на "страуса" уходило в чей то оффшор или кошелек. Часть денег шло на заказные статьи в "Секрете фирмы" и "Индустрии рекламы" http://www.ir-magazine.ru/archive/2006/4/article_91.html (про региональные СМИ и их мышление желудком я уже писал ранее). Определить заказанность достаточно просто - 4-5 статей в течении 1-2 недель в разных СМИ об одном и том же + упоминание ТМ в статье на порядок выше среднего значения для этого журнала. Затем это воспевалось, как прорыв сезона у топов - "о нас пишут!".
Что я сделал на этом круглом столе, когда нас разбили на группы. Я пошел пить кофе. Когда выступили 2 группы "солянки" (менеджеры+маркетологи), я в неудержимом эмоциональном порыве встал и сказал, что я представляю группу "Анти-габа" из одного человека, ну и воспроизвел все выше сказанное (в том числе и слухи, ангажированность статей), закончив тем, что "Габа" прекрасный пример, когда маркетологи забывают о "клиенте" и творят ради "работы". За что часто ругают рекламу в "Каннских львах", что она прекрасна, но не продает, а реклама, как говорил тот же Огилви, должна продавать.
Ну короче злобно выступил! ;) Видели бы Вы мой фейс, когда слово предоставили зам.директора по маркетингу ГазБанка. Бррр....
Классический менеджер банка, вежливая. Рассказала официальную версию возникновения "ГаБы". Никакой агрессии после критики. Удовлетворенность результатами от "ГаБы". "ГаБа" позволило банку создать собственное лицо и отстроится от конкурентов, привлечь много средств. Однако "ГаБа" сейчас становится "брендом" соц проектов банка (http://www.gaba.ru/ - кстати не плохие проекты!). Сейчас банк переориентируется на рынок b2b и сокращает филиалы по городу, заменяя некоторые из них доп офисами.
В процессе дискуссии, когда участникам круглого стола разрешили задать вопросы, были поставлены вопросы, на которые были даны очень уклончивые ответы, а в частности:
1) Соотношение затрат на рекламу и получения прибыли (ROI);
2) Влияние "Габы" на b2b сектор (в Дисней-банк серьезные компании могут и не пойти);
3) Удача "ГаБы" почему то вытекает в сворачивание маркетинговой программы и изменение стратегии банка на 180 градусов;
4) Чем обусловлен выбор целевых аудиторий с низкой платежеспособностью.
К сожалению ответы, как мне показалось были нейтральные и шаблонные. С другой стороны это все таки круглый стол, на котором вряд ли приоткроют "корпоративный шкаф со скелетом ГаБы". Буквально через 2 минуты после окончания ее кейса зам. директора покинула зал. ;(
А официальная версия рождения "Габы", что ее придумали дети, кого то из Топ-менеджеров. Вопрос, только в том, что как хорошо, что у Путина дети выросли, а то ходили бы мы с Вами щас в костюмах Чебурашек...
Габа очень глупый шаг. Реально глупый. Можно конечно равняться на Чичваркина и Р.Брэнсона в уровне эпотажа, но самарский ГазБанк не Евросеть и не Virgin.
ОтветитьУдалитьВся проблема в том, что у Газбанка акционеры очень серьезные люди (Аветисян, и Иванов - министр финансов по Самарской области). Поэтому они могут нарисовать хоть ж...у с ушами их финансовые показатели не ухудшатся.
Хотя губернаторы сейчас меняются как-то проще. Надеюсь это не шалость детей президента страны...
Вот еще про ГАБу:
ОтветитьУдалитьhttp://money.samara24.ru/news/2008/06/19/mifichnye_nalichnye/
Газбанк. Девушка-робот по телефону сообщила мне, что я попал в службу добрых вестей, и попросила подождать ответа оператора. Дождавшись голоса живого человека, я стал интересоваться условиями. Оказалось, я попал уже на второй самарский банк, где кредит наличными мне могут выдать исключительно под залог, причем исключительно квартиры. В собственности квартиры у меня нет, поэтому мне не светит взять денег у них в долг. Умолчав об этом, я спросил про дополнительные условия. Девушка сообщила, что крайне желательно, чтобы моя жена выступила поручителем по кредиту. Жену в это втягивать я вообще-то не хотел.