среда, 22 июля 2009 г.

Издательства деловой литературы и цунами

Волна цунами, как и воздействие кризиса - докатилась и до книгоиздательского бизнеса. Вот например выставляют на продажу крупнейшую типографию! Конечно за долги!

Но меня больше заинтересовала новость, которая особо не обсуждалась в блогосфере. Новость об издательском рынке деловой литературы.

Крупные издательства, как "Питер","Вершина", "Олимп" или "Добрая книга" достаточно спокойно переживают кризис, т.к. у них широкая линейка художественной и другой литературы. Узкопрофильные издательства деловой литературы выживают по разному.

Вот например издательство "Миф" ведет свой бизнес по принципу SoHo ("Малый офис дома") и у него большая часть затрат носят переменный характер. К тому же Игорь Манн запустил интересный проект ценою в 9000 рублей ("Без бюджета" - интересная книга и возможно я куплю ее себе). ;) Обсуждений на эту книгу достаточно много, а один из моих читателей блога смог даже купить ее бартером (за великолепное кофе)!



Дела же в ИД Independent Media Sanoma Magazines (ООО «Юнайтед Пресс») идут не очень хорошо.

На сегодняшний день в портфолио IMSM входят более 50 изданий и проектов различной направленности (глянец, деловая пресса, custom publishing), совокупная читательская аудитория превышает 10 млн человек по всей России, а доля на глянцевом рекламном рынке превышает 20%, говорится на сайте издательского дома.

IMSM принадлежит 50%-ная доля в издательстве "Альпина Бизнес Букс", специализирующемся на выпуске деловых книг. Также у издательского дома есть собственное фотоагентство Fotoimedia, занимающееся продажами работ из собственного архива и из коллекций партнеров. Подробнее тут!
Издательство закрыло журнал "Смартмани" (писал подробно тут) и ряд других изданий.

Мы с Вами будем говорить об известном бренде на рынке деловой литературы "Альпина Бизнес Букс". В конце мая ИД Independent Media Sanoma Magazines (ООО «Юнайтед Пресс») и ООО «Редакционные услуги» приняли решение о разделении бизнеса. Официальной причиной раздела бизнеса стало разное видение в развитии бизнеса, а неофициальной - тяжелое финансовое положение "материнской компании" (финансовые потоки стали перераспределяться на другие проекты), которое стало отражаться на операционной деятельности "Альпины", что конечно не могло радовать основателей "Альпины" (ООО «Редакционные услуги»).

Раздел прошел без обвинений и укоров. Тихо и спокойно. Вместо одного бренда мы с Вами скоро столкнемся с несколькими брендами, которые сильно созвучны.
С июня 2009 года Independent Media Sanoma Magazines начнет выпуск книг под брендом "Альпина Бизнес Букс". Главным редактором «Альпина Бизнес Букс» ИД Independent Media Sanoma Magazines назначена Елена Евграфова, являющаяся главным редактором журнала Harvard Business Review в России. Издателем книжного направления «Альпина Бизнес Букс» IMSM назначена Елизавета Барахтина.

ООО «Редакционные услуги» продолжит выпуск деловой литературы под брендом «Альпина Паблишерз». Главным редактором и генеральным директором ООО «Альпина Паблишерз» назначен Алексей Ильин.


Елены Евграфофой интересный блог "Субъективные записки главного редактора "HBR Россия", в котором она делится своими впечатлениями от раздела бизнеса (еще мне отдельно понравились ее заметки "о нашествии варваров в нашем обществе"). В частности Independent Media оставила себе сайт, бренд и права на некоторые книги (часть в работе).


В это время "Альпина Паблишерз" в рекордные сроки объявила тендер на создание сайта и с помощью системы электронных торгов смогла уменьшить затраты на создание сайт на целый миллион рублей (71% экономии)!

Я надеюсь, что сайт, который есть сейчас у "Альпины Паблишерз" - временный. Сравните его со старым, который остался у Independent Media!

Теперь мы столкнемся с двумя брендами, причем смысловую нагрузку нового бренда мне пока сложно понять...





Кстати Артемий Лебедев комментировал в своем блоге логотип "Вершины".

Главный редактор "Альпина Бизнес Букс" Елена Евграфова не боится путаницы среди клиентов, вот ее мнение:
Некоторые опытные товарищи уже высказали мне опасения: мол, мы всех запутаем тем, что "Альпин" теперь многовато - будем толкаться на книжных полках, отбрасывать друг на друга тени, вводить в заблуждение дистрибуторов и читателей. Однако, на мой взгляд, страхи преувеличены. Поскольку я сама помешана на книгах и трачу на них изрядные суммы ежемесячно, я по опыту знаю, что, выбирая интеллектуальный и художественный "корм", на брэнд и даже на серию читатели ориентируются в последнюю очередь, а в первую все-таки на сам текст - на автора, на тему, на то, как сделано. Надеюсь, на их выбор не повлияет "паблишер" это, "бизнес" или "фикшн" - была бы хорошая книга.
Очень спорное заявление, т.к. книг очень много, как и разных издательств. Зная, что "издательство N" относится к изданию книг очень попустительски, то я просто выключаю все книги этого издательства из своего поиска на полках.
К тому же вот миссия "Альпины Паблишерз":
"Миссия издательства — давать знания для личностной и профессиональной самореализации. Отличительная особенность издательства — повышенное внимание к качеству. Мы стремимся к тому, чтобы наши книги были не только полезны и информативны, но и написаны хорошим литературным языком. Главное для нас, чтобы идеи подавались ясно и доходчиво, а изложение было легким для восприятия. Другие важные аспекты, которым мы уделяем большое внимание, — дизайн и полиграфическое исполнение, использование возможностей Интернета. Качество подачи материала и оформления книги демонстрирует уважение к читателю, и мы работаем над тем, чтобы издания «Альпины Паблишерз» были на уровне лучших мировых стандартов."
Крйне схожие позиции + созвучные бренды и оба игрока в одной и той же нише. Лично мне кажется, что тут будет смесь каннибализма с определенным демпингом.
Новое руководство настроено оптимистичней и планируют размыть линейку "Альпины Бизнес Букс":
Мы не собираемся замыкаться только на книгах по менеджменту и маркетингу, тем более что в этом жанре вышло столько мусора, что дальше некуда. Если уж вступать на эту дорогу, так с чем-нибудь выдающимся. Думаем также издавать экономику для неэкономистов, психологию для непсихологов, биографии, науч-поп - все (кроме беллетристики), что может увлечь, скажем так, интеллектуально продвинутого представителя бизнес-сообщества. Однако зауми издавать тоже не собираемся.
Но тут есть проблема, что можно потерять старых клиентов, не получив новых. Я лично с трудом буду воспринимать книги от "Альпины бизнес букс" под названием "135 способ успешной карьеры без усилий!". ;)

Из других новостей, которые созвучны с рынком деловых СМИ можно назвать это поедание контрольноко пакета РБК Прохоровым (пока еще не съел) и выставление на продажу всего BusinessWeek (Леонид Бершидский в своем блоге скептически относился к деятельности русского BusinessWeek, и сейчас возможно его обрадует новость о продаже BusinessWeek).

Комментариев нет:

Отправить комментарий