![]() |
Иллюстрация: Маркус Колтрин |
Весть о закате печатной эпохи вызывает у многих людей обоснованное неприятие. Стремясь защитить привычный уклад, они приводят аргументы в пользу его незыблемости. Но чаще всего эти доводы характеризуют все-таки не сам уклад, а личную привычку к нему.
Как бы кому-то ни нравился запах типографской краски или шуршание бумаги, все эти радости уйдут с поколением. Подростки ничего об этом запахе и об этом шуршании не знают.
Для десятилетнего ребенка, ловко тыкающего пальцем в планшет, уже даже клавиатура и мышь – архаика, неудобно. Какие газеты?
Однако подросток с iPad будет старомодным уже лет через пять. Потому что уже есть Google glass. Потому что ведутся работы над вживлением гаджетов или когнитивными интерфейсами, позволяющими связывать мозг и компьютер. Нынешние лэптоп и даже планшет окажутся дремучей архаикой еще быстрее, чем клавиатура с мышью, которые все-таки продержались двадцать лет и еще лет десять будут в массовом употреблении.
Все, что мы думаем о привычке широких масс к прессе, с этой же привычкой и закончится. Последнее газетное поколение (освоившее потребление газет в подростковом возрасте) родилось в 80-е. Считайте сами.
А между тем у старых СМИ есть реальные преимущества перед партизанской журналистикой интернета. Их немного, но они есть. Описывая новые медийные явления и ту угрозу, которую они несут старым СМИ, будет справедливо указать и на их слабые по сравнению с традиционной журналистикой стороны. Я решил собрать их в перечень, чтобы вооружить традиционалистов верными аргументами.