среда, 30 марта 2011 г.

Потребители и стандарты

Сейчас происходят важные изменения в борьбе различных стандартов. Если последние 200 лет стандарты выбирались потребителями и пользователями, то теперь стандарты тех или иных технологий/продуктов определяют производители.

Возьмем для примера 3 характерных стандарта:

  • Клавиатура;
  • Видеокассеты;
  • DVD стандарты.
Знаменитая раскладка QWERTY возникла на первых коммерческих печатных машинках в Англии в конце 19 века. Оружейная фирма "Ремингтон" стала выпускать совместно с изобретателем-печатником Кристофером Шоулзом (у него был патент) печатные машинки. Оружие стало пользоваться меньшим спросом и компания решила запустить новый продукт на новый рынок, по матрице Ансоффа.  Изначально печатные машинки были дороги и спрос на них был низкий. У разных производителей была разная раскладка клавиатуры.  

Выбор именно этой раскладки изобретателем был осуществлен по двум причинам: улучшить скорость набора текста и реклама продукта. Печатная машинка называлась "Type Writer", а раскладка QWERTY позволяет набрать данное название используя верхний ряд клавиш. 

Активное и постоянное промо на денежные призы по скорости печати в среде машинисток на продукции компании "Ремингтон" принесло свои плоды. Потребитель выбрал этот продукт и раскладка QWERTY победила. Кстати если интересно, то вот еще пара полезных ссылок: тут, тут и тут.

Второй пример это война видео форматов VHS и Betamax. В 1976 году компания JVC придумала формат видеокассет и аналоговой записи VHS (Video Home System). А за год до этого компания Sony изобрела формат Betamax. Причем именно изобретение Sony способствовало переходу "видеомагнитофона" из формата бизнеса в быт потребителей. 

Война продолжалась несколько лет, пока не совпала со вспышкой борьбы за нравственность. Компания Sony не радовалась и не приветствовала использование собственной продукции в порноиндустрии. А компания JVC не препятствовала. Итог? Потребители выбрали VHS, а телевидение продолжало в профессиональной работе использовать Betamax. Вот интересные ссылки: тут, тут и тут.


А вот в битве форматов Blu-Ray и HD-DVD потребитель не участвовал. Сформировалось два пула производителей бытовой техники и оргтехники и кинокомпаний, каждая из которых поддерживала свой формат. В 2002 году Sony, с другими производителями техники Hitachi, LG, Panasonic, Pioneer, Philips, Samsung, Sharp и Thomson создала "Ассоциацию Blu-Ray" (BDA). А в клубе HD-DVD сконцентрировались самые крупные кинокомпании:  DreamWorks Pictures, Paramount Pictures, Universal Pictures + хозяева стандарта Toshiba. 


Битва форматов продолжалась до 2008 года и в основном шла в Японии и Северной Америке, после чего производители оргтехники навязали/внедрили новый стандарт Blu-ray. Подробнее тут, тут и тут.

В последней войне форматов потребителя не было вообще. Воевали производители контента и производители оборудования для просмотра контента. Победили производители оборудования.

Потребитель же просто проигнорировал это направление и ушел в широкоплосный интернет с возможностью просмотра онлайн-видео, покупки онлайн-фильмов или скачивание пиратских версий с торрентов. В итоге рынок DVD умирает (в 2010 году сократился на 8,4%). На него повлиял интернет и компания Apple, которая своим продуктом Itunes загоняет производителей музыкальных CD в кому.

Развитие флэш памяти и интернет технологий, убирает DVD и CD как анахронизм. И потребители в данном случае не причем (кроме iTunes).

Лично мне кажется по 5 силам Портера? "власть потребителя" будет сохранятся в премиум-сегментах и микронишах, а все остальное станет уделом R&D производителей техники. Которые все быстрее и быстрее убивают категории, технологии и создают новые и все более доступные продукты. Пока это все во благо, т.к. рынок производителей конкурентный. ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий