понедельник, 12 декабря 2011 г.

Эксмо продолжает скупать издательские активы бизнес-литературы

Одна книжная новость за другой. Чудеса! 

Кризис кризисом, выборы выборами, а рынок деловой литературы продолжает консолидироваться. Издательство "Эксмо" скупает лидеров рынка деловой литературы, чтобы сбалансировать свой портфель высокомаржинальными продуктами.

Сначала они купили "М.И.Ф" (блокпакет), потом наняли "хромую утку" Бершидского для развития направления деловой литературы, что кстати крайне негативно отразилось на "М.И.Ф". Правда сложно сказать это заслуга Бершидского или просто политика "Эксмо". "М.И.Ф." сразу стал выпускать странные книги для "активной деловой молодежи" (цитирую с Фейсбука), где упоминаются, как аллегории "вытирание ж*пы ватной палочкой" (также цитирую). Потом запустили серию книг о фитнесе, фотографиях и другом наборе современного метросексуала/яппи/хипстера.

Хотя мой друг отдельно рыдал над книгой "И ботаники делают бизнес" (а по ссылке посмотрите отзывы на Ozon), которая просто не выдерживает никакой критики по финансовому анализу деятельности автора. :(

Пример самого доброго отзыва:
У книги была просто нечеловеческая PR акция, и, как видно, это возымело свое действие. Но и только:(  
В данном случае, "И ботаники..." скорее ни о чем, она подойдет, может быть, только людям из глухой деревни или информационно голодным, чтобы просто поведать им о том, что в России уже не коммунизм и не рекетизм 90-х и можно попытаться построить свой бизнес. ВСЕ! Никаких более полезных сведений в книге нет! 
О самом издании: большой формат, большие отступы от края страницы, и толстенная бумага, в итоге, эту книгу можно было бы издать в виде небольшой брошюры "Моя история неуспеха...", но тогда это не было бы так красиво и нельзя было бы поставить хорошенькую цену за эту книгу.

У Бершидского продолжает "не сращиваться" и он в очередной раз покидает очередную компанию. Следующее место его работы на Украине, раскручивать какой-то журнал. Проекты становятся все мельче и мельче (особенно после слива "Слона.ру", исходом блогеров с него и т.п.).

Однако продолжая смещать бренд "М.И.Ф." от взрослой аудитории в сторону детской молодежи, "Эксмо" не останавливается. Кстати вполне, что это как то обосновано покупательской способностью молодежи (книг до 350 р. и т.п.). "М.И.Ф." несмотря на некое изменение в своей редакторской политике по выпуску книг, все равно старается не превратится в аналог Донцовой (т.е. лимитируют количество выпущенных книг). Скорее всего это не отвечает планам развития и интересам по доли рынка "Эксмо", которое явно хочет сдвинуть ИД "Питер" и ряд других в их сегментах. И классическим вариантом решения тут является M&A. Прикупить крупного игрока.

Цитируем:
Издательство «Эксмо» выкупило у SIM бренд «Альпина бизнес букс», принадлежащие издательству права на книги, товарные остатки и одноименный интернет-магазин, рассказал гендиректор «Эксмо» Олег Новиков. Член совета директоров SIM Михаил Дубик это подтвердил. 
Книжное подразделение SIM, выпускавшее около 60 новых книг в год, в последние два года «работало с минимальной прибылью», говорит Дубик. Ильин предполагает, что с учетом внутрикорпоративных расходов, которые брала на себя SIM, издательство было убыточным. Его оборот в этом году он оценивает в 50-60 млн руб. 
По словам источника в SIM, «Эксмо» заплатило за «Альпину бизнес букс» менее $2 млн. 
Оба издательства, работающие под вывеской «Альпина», до сих пор воспринимаются читателями как единое целое, считает Ильин: «Это один из самых известных брендов в сфере деловой литературы в России». 
По прогнозу журнала «Книжная индустрия», в этом году россияне потратят на книги $2,7 млрд. На деловую и профессиональную литературу приходится около 14% от всех продаж (по данным за январь — октябрь этого года).
У меня есть пара проектов с этим издательством и они поразительно тормозили всю осень. Теперь понятно по какой причине - готовились к продаже. :)

Хорошо или плохо быть скушанным "Эксмо"? Сложно сказать. Да, это отразится на издательской политике, но в какую сторону - сложно сказать. Весь PR и раскрутка "Альпины" в последние два года были вокруг двух авторов: неоднозначной писательницы-революционерки  Алисы Зиновьевны Розенбаум и педофила-мормона Стивена Кови. В какую сторону изменится их политика под влиянием "Эксмо"? Так же зависит, кто займет место Бершидского.

В современном мире журналов, книг и СМИ случаются межотраслевые назначения. Однако быть журналистом или редактором журнала, не значит быть удачным редактором книг. Я вот внимательно слежу, как мега скандальная руссофобка (вернее не любящая РФ и нетрадиционной сексуальной ориентации активистка) Маша Гессен "улучшит работу" журнала "Вокруг Света".

В итоге читатели покупают книги разного качества, а рынок укрупняется. С точки зрения финансов это хорошо, т.к. богатые ИД могут себе позволить выпускать на русском иностранные бестселлеры на порядок быстрее. 

2 комментария:

  1. Даже не знал, что Эксмо купил блокпакет МИФ и скупает бренды деловой литературы. Потом, видимо, объединит их всех вместе под одним брендом. Я лично против такой монополизации, потому что она устраняет конкуренцию. А без конкуренции на рынке любой продукт перестает нормально развиваться.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну в совокупности эти 2 издательства выпускают 80 книг в год, если не ошибаюсь (20 + 60). Поэтому это сложно назвать монополистическим поглощением или олигополией, но то что скупают лучших - факт.

    И меня смущает деградация "М.И.Ф.", после скупки его "Эксмо". Если раньше легко можно было покупать любую книгу и не бояться, что она "одной мысли", то теперь 2 из 3-х книг - макулатура. И самое печальное, что "М.И.Ф." не создает зонтичного бренда для "молодежных" книг.

    И ты прав, что скорее всего они будут уходить от бренда "Альпины".

    ОтветитьУдалить