четверг, 27 августа 2015 г.

Средний класс - социальная реальность, "класс на бумаге" или "обман трудящихся"?


Что следует понимать под "средним классом"? Каковы критерии его образования? 

Выдвигаются два "ресурсных" критерия: 
  1. материальный — уровень дохода и потребления (экономический капитал);
  2. образовательный (человеческий капитал). 
Достаточно ли этих критериев для характеристики среднего класса?

Т. Заславская считает, что "средний класс" сложился у нас в канун и в процессе "перестройки": "Движущей силой революционной волны был "средний класс" советского общества, представленный хорошо образованной, квалифицированной, но социально и политически ущемленной и не удовлетворенной своим положением интеллигенцией" (2007).

Реформы начала 1990‑х гг. нанесли удар по всем слоям населения, но особенно ощутимо и болезненно по зародышам и структурам нарождающегося среднего класса. Они "опустили" значительную часть интеллигенции и высококвалифицированных рабочих к черте бедности, понизили долю среднего класса во всем населении до 6–9%.

Можно выделить следующие качественные характеристики среднего слоя:
  • Его "особость". Т. Заславская отмечает: он, с одной стороны имеет некоторые ресурсы для свободной инновационной деятельности, а с другой может рассматриваться как массовый. Сочетанием таких качеств не может похвалиться ни один другой слой. В. Радаев отмечает, что в сфере инноваций активность этого слоя в несколько раз превышает активность массовых слоев.
  • Латентный конфликт с крупной бюрократией и крупным капиталом.
  • Негомогенность. "Выделенный по каким бы то ни было признакам реальный или потенциальный средний класс не представляет собой какого‑либо единого социального образования. Это всего лишь масса не особенно богатых и не особенно бедных людей и групп, глубоко дифференцированная в экономическом, социальном, культурном и психологическом отношениях" [Дилигенский, 2002].
  • Асоциальность, разобщенность, инертность.
Эти качественные характеристики были выделены 5–10 лет назад. К настоящему времени у многих представителей среднего класса они еще частично сохранились, но частично уже изменились:
  • Возрос ресурс среднего класса; 
  • возросла его массовость; 
  • обострился его латентный конфликт с господствующими "верхами" и стал принимать открытые формы; 
  • все более отчетливо проявляется его негомогенность, многослойность и двойственность;
  • в определенной степени снижается его асоциальность, разобщенность, инертность и возникают противоположные им тенденции самоорганизации и самозащиты.
Социально-критический подход подвергает сомнению само онтологическое существование, саму реальность среднего класса… Такого самостоятельного "класса для себя" в России еще нет. Есть и возрастает "средний потребительский слой", и можно надеяться, что постепенно появятся условия для формирования среднего класса и его следствия — гражданского общества.

Но зимой-весной 2011–2012 гг. состоялось эмпирическое явление среднего класса социологам. Это высшие слои "бурлили" на митингах в Москве и Санкт-Петербурге, средние и низшие — по городам и весям нашей страны. Средний класс проявил себя как социальная и политическая реальность, но при этом не одномерная, а достаточно сложная и противоречивая.

Он активно проявляет себя, как авангард революционного движения против "бюрократического абсолютизма" в 1985–1991 гг. Это революционное движение, этот подъем среднего класса были преданы и проданы в 1991–1993 гг. нарождающейся крупной буржуазией и ее политическими представителями — ваучерными приватизаторами, которые именовали себя демократами, клялись демократией, но открыли шлюзы самому "дикому", грабительскому, компрадорскому капитализму.

Истекшие 25 лет были процессами классораспада, более того деклассирования и деградации тех классов, которые существовали в советский период: 
  • рабочий класс сократился количественно… и резко снизился качественно (пятикратное снижение высоких квалификаций); 
  • интеллигенция резко уменьшилась количественно и снизилась качественно,…
  • крестьянство подверглось дальнейшему "раскрестьяниванию" и пауперизации.
Это делает средний класс узлом социальных противоречий, а его самого воплощенным социальным противоречием…

Понятие "средний класс" не отвечает строгим объективным и субъективным критериям класса. Это — социальная реальность, но реальность особого порядка. Средний класс можно определить как межклассовую категорию, сочетающую признаки нескольких разнородных классов.

Когнитариат — это коллективный интеллектуальный работник. Если капитал применял и "высасывал" физическую силу пролетариата, то теперь он применяет и "высасывает" интеллектуальную силу когнитариата, его человеческие капиталы, но на этом и кончается сходство. Появление когнитариата означает глубочайшее изменение в содержании, характере и организации труда. 

Когнитариат — это еще не весь средний класс, но уже значительная и наиболее креативная, наиболее растущая и наиболее востребованная его часть, причем такая часть, которая своими социальными корнями уходит и в интеллигенцию, и в рабочий класс.

Автор: В.В. Колбановский. "Средний класс — социальная реальность, "класс на бумаге" или "обман трудящихся"?", кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.
Фото из www.shutterstock.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий