вторник, 25 июля 2017 г.

Исследование: роль рукопожатия в коммуникациях и переговорах

Глобализация и связанная с ней неизбежность столкновения разных культур вызывают необходимость изучения факторов, которые ограничивают коммуникацию их представителей. Важным элементом последней выступает рукопожатие. 

Эта форма невербального общения ассоциируется с дружелюбием и доверием и широко используется в повседневной и деловой жизни. В то же время она обладает крайне высокой вариативностью исполнения: интенсивность и частота рукопожатия зависят не только от особенностей личности, но также от пола и этноса. Например, в отличие от западных стран, подобное приветствие является редкостью в Восточной Азии, кроме того, оно, как правило, практикуется только мужчинами.

Интеграция с иной культурой при этом предполагает ассимиляцию невербальных ритуалов. В частности, житель Азии при миграции в США, вероятно, будет вынужден приветствовать собеседника (скажем, работодателя) не поклоном или формальным физическим взаимодействием, но уверенным рукопожатием, предполагающим прямой зрительный контакт. До сих пор, однако, то, как такое поведение влияет на восприятие и эмоциональную оценку общения у представителей разных пола и культур, не изучалось. 

Чтобы восполнить пробел, специалисты из Иллинойсского университета в Урбана-Шампейне и других учреждений провели эксперимент с участием 88 американцев европейского и азиатского происхождения.

В качестве испытуемых выступили мужчины и женщины в возрасте 18–28 лет, проживающие в США, при этом иностранцы находились в стране не более трех лет и не являлись студентами. Родным английский язык был только для одного процента из них, остальные владели китайским, корейским и тайским языками. В рамках работы им показывали серию анимированных видеороликов, персонажами которых выступали владелец бизнеса и его гости европейского или азиатского происхождения. В зависимости от сессии, предприниматель приветствовал собеседника рукопожатием или дистанционно, после чего в процессе презентации демонстрировалось открытое или недовольное выражение его лица.

Примеры анимаций / ©Yuta Katsumi et al., The Journal of Nonverbal Behavior, 2017

После каждой сцены участники оценивали компетентность принимающей стороны и собственное желание сотрудничать с ней по пятибалльной шкале. В качестве контрольного стимула служили анимации, в которых гость сталкивался с картонной фигурой бизнесмена. 

Анализ показал, что в среднем европейцы более положительно воспринимали встречу, если персонажи обменялись рукопожатием (даже при негативной реакции предпринимателя), чем азиаты. Мужчины давали более высокие баллы сюжетам, которые предусматривали рукопожатие между героями мужского пола, по сравнению с аналогичным приветствием со стороны женщины. Ответы испытуемых-женщин в меньшей степени зависели от пола сторон.

Примечательно также, что европейцы в целом лучше воспринимали отрицательную реакцию владельца бизнеса, а женщины выше мужчин оценивали положительный отклик. По мнению авторов, полученные данные дополняют информацию о невербальном поведении представителей западных и восточных культур разного пола. Последние, по-видимому, острее реагируют на негативные эмоции и менее склонны интерпретировать рукопожатие как условие позитивного взаимодействия. Мужчины, в свою очередь, хуже относятся к рукопожатию, которое инициирует женщина.

Статья опубликована в The Journal of Nonverbal Behavior.

Комментариев нет:

Отправить комментарий