вторник, 30 июля 2013 г.

Сергей Славинский: "Почему компании боятся консультантов"

Я что-то решил взяться за тему, которая меня заботила лет пять назад, наверное. А может и позже. Но не писал об этом давно - это факт. Про консультантов.

Почему большинство владельцев бизнеса относится к ним скептически? 

Да, я тоже не верю в консультантов, которые работают на рынке с 1991-го года. 

Я не верю в "опыт в маркетинга - 20 лет", потому как человек, погруженный в профессию, может точно сказать, в какой момент маркетинг в отечественном бизнесе из декорации превратился инструмент. 

Ведь сколько менеджеров не довольно своими маркетологами до сих пор. А во скольких компаниях маркетинг до сих пор отсутствует? Я говорю не об отсутствующем отделе, а об определяющей функции, разумеется. Сколько маркетинговых служб находится "под продажами" и подчиняется коммерческому директору вместо того, чтобы быть его оппонентом? И на фоне всего этого процесса становления говорить о маркетинге, который стал рабочим инструментом можно лишь в пределах последнего десятилетия (и то с натяжкой).

А если ты относишься скептически к части своего бизнеса, то можно ли относиться серьезно к этой самой части, которая является чьим-то бизнесом? Безусловно - нет. Эти...(далее следует длинный список лестных эпитетов) не смогли построить свой бизнес, поэтому решили заняться консалтингом. То, что консалтинг, это ровно такой же бизнес, как и другие, почему-то аргументом не является. Даже в мире IT, например.

Но ведь сама проблема очень проста. За таким пренебрежительным отношением скрывается одно очень простое чувство - страх. Страх "выйти на чистую воду". Я сейчас не веду речь о тех, кто обещает увеличить продажи на 90% или узнаваемость на 250%. Я говорю о консалтинге, который занимается вопросами жизнеспособности бизнеса - в т.ч. и моем, маркетинговом.

Все очень просто. Пока бизнес функционирует, лучше в него не лезть. Работает и работает. А консалтинг всегда подразумевает определенную санацию, отказ от одного (всего) в пользу другого. Часто чего-то нового. И здесь срабатывает принцип "меньше знаешь, лучше спишь". Запускать чужих людей искать проблемы у себя в бизнесе, которые еще и работает и приносит доход - этого нужно очень сильно захотеть. Для этого нужны не только бессонные ночи, но и смелость.

И вряд ли основной ограничитель - это страх расстаться с деньгами. Я сначала думал так, но это не правильно. Для того, чтобы начать выделять деньги на лечение, необходимо признать факт болезни. Для того, чтобы этот факт признать, надо не испугаться посмотреть во внутрь себя. Быть честным с самим собой. А много ли таких вот честных бизнесов вы знаете?

Ведь что если колосс, которого вы поставили, все-таки имеет глиняные ноги? Хочется ли вам услышать о том, что вы не бизнесмен-провидец, а посредник, использующий административный ресурс для того, чтобы высасывать деньги из государства. Или то, что гениальный бизнес - всего лишь компиляция чужого опыта? Или то, что производимый вами продукт, являющийся предметом гордости - напичканная консервантами никому не нужная дрянь? Или то, что вы строите бизнес "на лохах, не умеющих считать"? Ведь сколько таких примеров есть в ежедневной ротации. И все как огня боятся услышать правду о себе. И не так страшно, если это будут потребители ("ха, происки конкурентов!"). А вот если вам за ваши же деньги расскажут правду о вас? Кому хочется ее услышать...

Проблема в том, что игнорируя действительность, себя можно лишь загнать в угол. И предвзятое отношение к консалтингу ("как они могут разбираться лучше меня - это разводка!") - лишь один из симптомов болезни.

PS. Этот пост не основан на собственном опыте, хотя с такими "клиентами" судьба сводила меня два раза. Сейчас я просто сторонний наблюдатель, для себя решивший этот вопрос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий