В редакцию "Ведомостей" пришло письмо с предложением услуг от некоего "профессионального тролля", готового за деньги продвигать в соцсетях и на форумах любые мнения или услуги. Мы решили поинтересоваться у специалистов, кому в бизнесе интересен троллинг и как эта профессия оплачивается.
Вопрос о вакансиях и резюме троллей привел рекрутеров в замешательство. Руководитель пресс-службы портала Rabota.ru Инна Деречей говорит, что подобных специалистов по объявлениям не набирают. Руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова припоминает, что резюме с формулировкой "имею опыт использования троллинга как инструмента продвижения" встречались на сайте раза три за все время, причем всем этим резюме в публикации было отказано. Со стороны клиентов Superjob.ru вакансий с требованиями "приветствуется опыт использования троллинга", "ищем профессионального тролля» никогда не было.
Тезисно:
В дословном переводе с английского trolling означает «ловля рыбы на блесну». В наиболее общем виде это явление характеризуется как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтной обстановки путем нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия. В зависимости от целей различают троллинг политический и коммерческий.
Договориться о терминах
Специалисты HeadHunter термин "тролль" в данном контексте считают неверным. Сегодня компании активно общаются с потребителями в социальных медиа: кому-то удается там строить продажи, кто-то повышает лояльность бренду, другие используют их как канал техподдержки, для СМИ важен трафик. Для этого, по словам руководителя пресс-службы HeadHunter Ивана Тютюнджи, компании нанимают людей, умеющих грамотно общаться с целевой аудиторией в социальных сетях и различных сервисах блогов.
"Лет пять-семь назад это были маркетологи, которые раньше остальных увидели потенциал социальных сетей и овладели нехитрым набором технических навыков, потому что в основе своей эта работа очень близка к маркетингу и связям с общественностью. Тогда успешные представители этого направления были на вес золота и очень хорошо зарабатывали, порой вдвое больше, чем их коллеги из более традиционного маркетинга и PR, — рассказывает Тютюнджи. — Сегодня появились профессионалы, которые специализируются на работе в социальных медиа". По его словам, в агентствах есть позиции агентов влияния — людей, которые обычно "под прикрытием" должны управлять виртуальными дискуссиями в социальных сетях, блогах и форумах.
Шутливое и пренебрежительное название агентов влияния — тролль или сетевой тролль, но так вакансии называют редко. Кроме того, часто социальные медиакомпании ведут или координируют штатные PR-специалисты или бренд-менеджеры, что в принципе бывает вполне оправдано, но все зависит от задач компании в социальных сетях. Сейчас на hh.ru в Москве открыто 266 вакансий для специалистов по работе с социальными медиа, как бы они ни назывались. А по России в целом — 642. Средняя предлагаемая зарплата — около 60 000 руб. в Москве и 34 000-40 000 руб. по России. "Каждая вакансия получает в среднем около 40-50 откликов от соискателей, — говорит Тютюнджи. — Специалистов по социальным медиа нельзя назвать дефицитными".
Амбассадоры печенек
"Следует разделять SMM и партизанский маркетинг, — советует Александр Лихтман, директор IT PR-агентства 2L-PR. — SMM появился из-за того, что социальные сети становятся более мощными медиа, чем собственно медиа. Партизанский маркетинг — это сомнительный с этической точки зрения инструмент: нанятые компанией фрилансеры регистрируются на тематических ресурсах и оставляют комментарии под видом простых пользователей. Часто такие комментарии легко выделить — например, по чересчур хвалебному тону (каким не пишут живые люди) или по наличию одинаковых комментариев на разных площадках".
По его словам, специалисты по продвижению в социальных сетях есть сегодня в каждом PR-агентстве и его компания не исключение. Они выполняют в основном три варианта работы:
- ведут официальные страницы клиентов в соцсетях,
- отвечают на вопросы пользователей от имени компании,
- продвигают продукты клиентов в сторонних группах — в основном спонсируемые конкурсы, обзоры и новости в тематических группах или группах со смежной целевой аудиторией.
"Специалисты SMM (или агенты влияния, или бренд-амбассадоры, или специалисты по ведению дискуссий в интернете либо по ведению виртуалов — терминов очень много) бывают нескольких типов, — отмечает Константин Максимюк, управляющий партнер агентства "Новый интернет". — Одни пишут заказные однотипные комментарии от имени сотен одинаковых персонажей в стиле "Навальный — дурак" или "Навальный — молодец" для политзаказчиков. Другие готовят комментарии, условно говоря, "наш модем лучше вашего по таким-то причинам". Третьи ведут свой блог (есть очень популярные темы), где каждый день хвалят или ругают то, что им сказано. Эту работу можно измерять количеством (число комментариев в единицу времени), можно качеством (бывают настоящие профессионалы) или смешанным образом". По его словам, суть работы подобных специалистов — регистрация аккаунтов на площадках в интернете, их поддержание в должном виде (так называемая "прокачка", когда персонаж создает интернет-историю вокруг себя, для того чтобы выглядеть как максимально реальный человек) и, главное, ведение дискуссий. Ограничения этические, как правило, только на совести исполнителя. Максимюк замечает, что ряд компаний (чаще всего западных) в своем этическом кодексе имеют запрет на подобные инструменты.
"Упоминание марки вафель в популярном форуме вполне может быть скрытой рекламой", — рассказывает гендиректор студии SMOpro Илья Рабченок. Его компания занимается интернет-продвижением, но не специализируется на скрытом маркетинге: "В основном мы работали для интернет-магазинов, но было и продвижение сокового бренда, мультсериала, клиники пластической хирургии и т. п. Наши принципы — мы не продвигаем БАДы, если продвигаем лекарственные препараты, то проверяем реальные отзывы потребителей. Также мы не хвалим напрямую то, что не подтверждено реальными отзывами. Например, хирургию, но рассказываем о ее возможностях. То есть мы не пишем: "Хирург К сделал мне красивый нос, все к нему". Но пишем так: "Девочки, у хирурга К есть скидки на пластику носа, хотела бы сходить к нему". Один очень известный лекарственный препарат не взяли в работу, так как видели по "Первому каналу" про него разоблачительный репортаж".
"Наше агентство занимается продвижением в сфере интернет-общения более семи лет, — говорит Ирина Крехалева, руководитель проектов агентства "Скрытый маркетинг", — В таких услугах нуждаются любые компании, которые заинтересованы в получении обратной связи от клиентов, донесении до них определенных сообщений, а также предоставлении уникальных условий. Важно организовать коммуникацию таким образом, чтобы это не мешало обычному общению на площадках, соответствовало контексту и было полезно всем участникам и, конечно, выполняло задачи, поставленные брендом".
Цена комментария
"Сейчас более востребованы специалисты с навыками, полученными в SMM-агентстве или на фрилансе, что чаще предпочтительнее образования в рекламе, — рассказывает Крехалева. — Такой специалист может найти работу как в штате компании, так и в агентстве, причем не только специализированном, так как все больше рекламных агентств создают свои SMM-отделы, и претендовать на заработную плату от 40 000 до 100 000 руб.".
"Нанимают на биржах фрилансеров или по знакомым, — говорит Рабченок из студии SMOpro. — В зависимости от крутизны и сложности задачи может требоваться разный уровень сообразительности, автономности и креативности. В моей практике платили от нескольких тысяч рублей в месяц до 25 000. Зависит от сложности и от количества комментариев. К примеру, за 25 000 руб. исполнитель должен был оставлять 100 комментариев в день, но то была политика".
"Как правило, это сотрудники коммуникационных агентств — PR, digital, маркетинговых, рекламных, SEO и так далее, — комментирует Максимюк из "Нового интернета". — На мой взгляд, эта работа ближе все-таки к работе с текстом, т. е. к специалистам по управлению репутацией либо маркетинговым специалистам. Попадают в профессию так же, как в коммуникационное агентство". Максимюк говорит, что эта работа считается проще и дешевле, чем, к примеру, руководство проектами (хотя, на его взгляд, она уж точно не проще). "Единых стандартов в отрасли нет, — замечает он. — Думаю (не сталкивался), что студенты-любители зарабатывают 10 000-15 000 руб. в месяц. Далее идут специалисты в агентствах, здесь их доходы в 1,5-2 раза выше, иногда еще значительнее. Что касается виртуозов, гуру дискуссий на зарплате (как правило, это журналисты, политтехнологи, аналитики и так далее), предполагаю, что здесь расценки могут быть и семизначными".
Комментариев нет:
Отправить комментарий