воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Глобализация, Азия с Россией и кофе

Только дописал заметку про суши, но в статье с Ленты.ру есть классная информация о рынке кофе в Азии. А в прошлом году я писал заметку "Потребление кофе в РФ в 2012 году".


В соседней с Китаем Южной Корее так же неожиданно растет потребление кофе, ранее не являвшегося традиционным продуктом для этого региона. Азиатское государство постепенно оттягивает на себя все большую часть бразильского кофейного экспорта. В начале 2014 года Bloomberg опубликовал исследование "Korean Coffee Lovers Luring Brazilian Arabica Sales", показавшее, что корейцы платят за кофе даже больше, чем американцы — 1000 реалов (415 долларов) за 60 килограммов продукта против 315 реалов, которые предлагают покупатели из США. Бразильские бизнесмены, еще три года назад не имевшие с Южной Кореей никаких дел, теперь поставляют туда до 15 процентов своего товара. 
Поставщикам кофе из Бразилии предсказывают рост ежегодных поставок в Корею на 4,5 процента в течение следующих пяти лет. Интересно, что основным соперником бразильцев, которым принадлежит 20 процентов кофейного рынка в Корее, выступает не Колумбия или Кения, а Вьетнам. Выращенная там робуста (более доступный по сравнению с арабикой сорт кофе) покрывает до трети потребностей жителей Южной Кореи. 
В самой Корее с 2006 по 2013 год количество магазинов и кофеен выросло в девять раз и достигло 15 тысяч. Специалисты склонны объяснять этот бум тем, что за кофе установилась репутация атрибута роскоши, тесно связанного с западной, и прежде всего американской, культурой. Первое десятилетие XXI века для экономики Южной Кореи, как и Китая, оказалось чрезвычайно успешным. У значительной части населения страны появились свободные средства, и потребление кофе, особенно престижных брендов, стало демонстрацией благосостояния. Спросу на кофе также способствуют мощные рекламные кампании.
Жаль, что в России этот процесс бурного роста кофеен и развитие культуры потребления кофе будет расти очень медленно. Я о зерновом кофе конечно говорю, хоть мы и входим в десятку ведущих потребителей кофе в мире.

Вот что говорится в открытых исследованиях рынка кофе:
Анализ рынка кофе в России показал, что 54% всех покупок растворимого кофе приходится на потребителей с уровнем дохода на одного человека до 10 тыс. руб. Что связано с общей доступностью данного сегмента рынка. Потребители с более высоким доходом предпочитают высококачественный натуральный кофе. При этом приобретают кофе преимущественно определенной марки в супермаркетах или дорогих фирменных магазинах.
Т.е. сублимированного и дешевого кофе у нас пьет больше половины россиян (радует, что не подавляющее большинство).
Доминирующее положение в структуре производства кофе занимает производство экстрактов, эссенций и концентратов кофе: на его долю приходится 68% от общероссийского производства кофе. Доля производства кофе без кофеина и жареного кофе составляет 31%, производство продуктов готовых на основе экстрактов, эссенций или концентратов кофе – около 1%. 
Рынок кофе в России характеризуется тем, что в структуре производства в разрезе основных его видов доминирующее положение занимает сегмент экстрактов, эссенций и концентратов кофе: около 70% от общероссийского объема производства кофе принадлежит именно ему. Доля кофе без кофеина и кофе жаренного составляет 26%. 
Основные заводы-производители кофе без кофеина и жареного кофе России расположены в двух регионах: Ленинградской и Московской областях.
В структуре импорта кофе 55% принадлежит поставкам нежареного кофе, при этом на долю экстрактов, эссенций и концентратов кофе приходится около 38%. В стоимостном выражении структура иная: на долю экстрактов, эссенций и концентратов кофе приходится 51% ввозимой продукции, 36% принадлежит жареному кофе.
Вот еще данные, но на год ранее:
Основными странами – поставщиками кофе в Россию являются Вьетнам, Бразилия и Индия, которые в совокупности обеспечивают около 65% всего импорта. Что касается непосредственной структуры импорта кофе в Россию в 2011 году, то в ней доминирует не жареный кофе, на который приходится порядка 55% всех импортных поставок продукта. Также значительное место в импорте занимают кофейные концентраты, на которые приходится около 38% всей ввозимой в РФ продукции. И только 7% импорта составляет ввоз обжаренных кофейных зерен.
Точных показателей относительно уровня потребления кофе в России нет, но согласно аналитическим оценкам, он колеблется от 07 до 1,3 кг на одного жителя за год. Это достаточно небольшой показатель, если сравнивать с ведущими европейскими образцами. Например, финны ежегодно потребляют 12 кг кофе за год. Незначительно меньше показатели потребления кофе и в других европейских странах – на уровне 7-8 кг на одного жителя ежегодно. 
В структуре кофейного рынка России традиционно выделяется 2 сегмента – растворимый и натуральный кофе. Первый занимает порядка ¾ совокупного объема, соответственно - на натуральный кофе (молотый и в зернах) приходится примерно четвертая часть рынка. 
Аналитики отмечают, что российскому кофейному рынку присуща существенная региональная специфика, при этом он в значительной мере сконцентрирован вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Так, по оценкам компании Alto Consulting Group, на долю этих двух регионов приходится порядка 25% всех продаж растворимого кофе и около 50% продаж – кофейных зерен и молотого кофе. Что касается дальнейших возможностей развития рынка, то операторы усматривают их в формировании в России традиций потребления кофе, развитии национальных торговых сетей и улучшении дистрибуции кофе в регионах.
Представляете?! 50% зернового кофе в РФ продается в Питере и в Москве. В 2000-м году москвичи и питерцы потребляли 1 кг кофе в год, а в все остальные россияне около 500 грамм. Тенденция думаю сохранилась. Вот Вам м вся культура потребления кофе. До корейского бума нам 5-10 лет ИМХО.

По некоторым данным рынок кофе в 2011 году в РФ в деньгах был 2,2 миллиарда долларов США. Вот данные от торговцев фьючерсами. Цифры интересные:
Разница выглядит куда наглядней в сопоставлении среднедушевого потребления кофе. Так вот, в России оно составляет 700-750 г., в западноевропейских странах – 5-6 кг., а в Финляндии достигает 12 кг. (!). То есть емкость российского рынка значительно больше, ему есть куда расти. Ожидается, что количество россиян пьющих кофе в 2014 году увеличится в шесть раз, достигнув 68 процентов от всего населения.
И о культуре потребления:
Мы по-прежнему предпочитаем пить дешевый кофе, причем пьем его на скорую руку, не отходя от рабочего места. Между тем, в США кофейня занимает третье место по пребыванию людей, после дома и работы, поэтому на Западе подобные заведения встречаются чуть ли не на каждом шагу (аналитики компании "МКД-партнер" утверждают, что если в Москве и С-Петербурге на 100 тысяч жителей приходится всего 0,7 кофейни, то в Нью-Йорке – 27, а в Милане – 135. Наш же потребитель пока не предъявляет высоких требования ни к качеству кофе, ни к сервису, вот и нет на этом рынке жесткой конкуренции.
Напоминаю, что нормальное кофе и кофейня в Самаре это Coffee Bean. Есть неплохие типа Danesi, но там упор на еду, а не на кофе. В регионах кофейни сдерживает дорогая недвижимость и низкая культура потребления. Культуру потребления надо развивать и кажется только Кофе Бин в Самаре сейчас устраивает бесплатные праздники для детей кофеманов и другие акции. :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий