вторник, 7 июня 2016 г.

Michael Marinaccio: Будущее за некоммерческими средствами массовой информации

СМИ с традиционными моделями монетизации контента пора заносить в Красную книгу как вымирающий вид. Пора свыкнуться с мыслью, что эпоха СМИ как коммерческой структуры, генерирующей выручку и приносящей дивиденды акционерам, уходит в прошлое. Эксперты считают, что будущее за некоммерческими медиа, которые будут работать по совершенно новому принципу.

Если хорошо прислушаться, то можно услышать отчетливое эхо из конференц-залов крупнейших медиакомпаний мира. Там, в залах совещаний, принимаются решения о сокращении персонала и пересмотре моделей получения прибыли. Тенденция не обошла стороной и такие мировые конгломераты, как Al Jazeera, The Guardian, Mashable, Buzzfeed. Если они не режут расходы, то предлагают команде быть более креативными и думать, как справиться с проблемами.

О причинах бедственного положения, в котором оказались СМИ с традиционными бизнес-моделями, рассуждает в заметке "It’s time for nonprofit media organizations" колумнист Майкл Мариначчио (Michael Marinaccio). Он называет несколько факторов: 
  • разрушение института печатной журналистики, 
  • стремительный рост интернет-потребления в ущерб телевидению, 
  • отток рекламных бюджетов из-за падения аудиторных показателей, 
  • успех небольших нишевых медиа.

Его слова подтверждают данные ZenithOptimedia о глобальном медиапотреблении. По оценкам агентства, в 2014–2017 годах доля: 
  • ТВ снизится на 2,3 %,
  • газет — на 3,2 %, 
  • журналов — на 1,5 %. 
  • Внимание потребителей переключится на мобильный интернет, чья доля вырастет с 5,1% до 12,9%.
Известный экономист Джулия Каже (Julia Cagé) в книге "Спасая медиа" ("Saving the Media") пишет: чтобы выжить, СМИ должны перейти к некоммерческой новостной структуре. Традиционные медиа, нацеленные на получение прибыли, уже исчерпали возможности монетизации и теперь отчаянно ищут кого-нибудь, кто готов заплатить.

Богатый инвестор в данном случае не панацея, а ярмо: полагаясь на один источник финансирования (например, крупного бизнесмена) медиа теряет независимость. Крупный бизнес пользуется плачевным положением дел в СМИ, и покупает их целиком, что ставит под удар дальнейшую их работу. Недавним примером может служить основатель Amazon.com Джефф Безос, который за бесценок приобрел легендарную газету Washington Post - сумма сделки составила всего 250 млн долларов.


Некоторые люди все еще недоумевают, почему даже успешные медиа теряют прибыль, если существует спрос на получение информации в режиме реального времени. 

Парадоксальная ситуация: огромное количество поставщиков новостей, а профессионалы дела в плачевном состоянии.



Дело в том, что в мире собирается и обрабатывается столько информации одновременно, что польза от журналистики становится минимальной.

Раньше люди ждали, когда придет свежий выпуск The New York Times, потом - рассылку на e-mail или RSS-уведомление. Теперь они сидят в Twitter, потому что знают - автору NYT потребуется 15 минут для полного анализа в режиме реального времени. Однако медиахолдинги только усложняют доступ к цифровому контенту, создавая всплывающие окна и баннеры. 

Сохранить новостную индустрию стоит только ради аналитики, все остальное в последние годы скатилось дальше некуда.

Журналисты предпочитают писать о скандалах, о Дональде Трампе, тем самым дискредитируя идею о журналистике, которая призвана защищать общественное благо. Их не интересуют скучные политики, но такое безразличие может привести к катастрофе. По мнению Мариначчио, медиа придется искать другие источники доходов, например, новых акционеров, или проводить публичное размещение акций.

Также предлагается проводить реструктуризацию медиакомпаний и освобождать их от налогов. Выходом является статус некоммерческой медиаорганизации (nonprofit media organization, NMO). Они смогут сконцентрироваться на информации как общественном благе, а не на увеличении прибыли в ущерб качеству.

Если же продолжать обслуживать двух господ, то обществу не будет никакой пользы от этого симбиоза. Нельзя быть и защитниками правды, и шутами. Общество должно помочь СМИ избавиться от роли комиков и троллей, чтобы они остались хранителями информации и знаний.

Автор перевода: Ирина Милош

Фото из Shutterstock

Комментариев нет:

Отправить комментарий