среда, 25 июля 2012 г.

Отношения между персонажами древних эпосов гораздо более похожи на связи в реальных социальных сетях, чем на отношения персонажей в художественной литературе

Королева Медб, одна из центральных фигур
ирландской мифологии. Изображение
T. W. Rolleston/ J. C. Leyendecker
Нашел интересную заметку о том, что "отношения между персонажами древних эпосов гораздо более похожи на связи в реальных социальных сетях, чем на отношения персонажей в художественной литературе":
Ученые показали, что отношения между персонажами древних эпосов гораздо более похожи на связи в реальных социальных сетях, чем на отношения персонажей в художественной литературе. Работа опубликована в журнале EPL (статья также доступна в виде препринта), а ее краткое содержание приводит ScienceNow. 
Исследователи проанализировали текст трех независимых эпических произведений - "Илиады", "Беовульфа" и ирландского "Похищения быка из Куальнге". В них содержатся описания 714, 74 и 404 персонажей соответственно. Если действующие лица эпоса были знакомы или встречались, то исследователи считали их связанными и на основе этого строили социальный граф для каждого из произведений. Такой же граф связей составлялся и для некоторых образцов современной художественной литературы - "Братства Кольца" Толкиена, шекспировского "Ричарда III", "Отверженных" Гюго. Полученные графы анализировали и сравнивали с топологией реальных социальных сетей. 
По идее так должно выглядеть удаление аккаунта друга                                                                                           или раскрученной группы в социальной сети.
Оказалось, что связи и персонажей эпоса, и персонажей современной литературы обладают важнейшими чертами топологии реальных связей между людьми - кластеризованностью и небольшим средним расстоянием. Кластеризованность подразумевает наличие групп, внутри которых люди или персонажи тесно связаны между собой. Небольшое среднее расстояние в реальных соцсетях нашло свое отражение в гипотезе "тесного мира" и "шести рукопожатий". 
Однако, в некоторых чертах художественная литература отличалась как от древнего эпоса, так и от реальных социальных сетей. Например, большинство второстепенных персонажей в ней были связаны с главными героями и ни с кем другим. Математически это отражалось на распределении узлов графов по числу связанных ребер и на способности сохранять связность при удалении главных узлов (центральных персонажей). 
Разработанная методика открывает новый способ анализа исторической достоверности мифов. Если за эпосом "Илиады" и "Беовульфа" большинство исследователей признает наличие исторической основы, то по поводу "Похищения быка из Куальнге" у ученых имеются серьезные сомнения. Работа физиков показывает, что "Похищение" гораздо больше похоже на исторические мифы вроде "Беовульфа", чем на мифы вымышленные, вроде "Братства Кольца".
Очень интересно в том, что анализ и изучение социальных сетей позволяет анализировать эпосы прошлого на их достоверность и отношение к реальным событиям. Удивительно, что у социальных сетей появилось дополнительное применение накопленных данных (не контента, а именно развития социальных сетей). 

Более глубокое изучение социальных сетей позволит делать запуски новых "сетей-убийц игрока № 1" более реалистичными. Осталось только дождаться краха Facebook и появление новых сетей. Будет ли это благодаря экономике или научно-техническому процессу в области кибернетики и миниатюризации - не известно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий