среда, 25 июля 2012 г.

ФАС воспитывает "лучшее"! #2

В продолжение "ФАС воспитывает "лучшее"!", посмотрим свежие наказания Федеральной антимонопольной службы РФ в мире рекламы и маркетинга. У них кстати очень веселый и общительный официальный твиттер (@rus_fas), что необычно для таких структур.

Начнем с банков: 
  • ФАС России возбудила дело в отношении ОАО "УРАЛСИБ" и ООО "Фольксваген Банк РУС". Дело возбуждено по результатам рассмотрения заключенного между ОАО "УРАЛСИБ" и ООО "Фольксваген Банк РУС" Договора о сотрудничестве. Уведомление о Договоре было представлено в ФАС России в соответствии с редакцией ФЗ "О защите конкуренции", действовавшей до вступления в силу "третьего антимонопольного пакета". Признаки нарушения усматриваются в том, что заключив Договор на подобных условиях, ОАО "УРАЛСИБ" фактически отказался конкурировать с ООО "Фольксваген Банк РУС" и предлагать физическим лицам, обратившимся к его контрагенту по Договору, свои услуги по кредитованию. Отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции. Заключение ОАО "УРАЛСИБ" договора со схожими условиями уже являлось предметом внимания со стороны ФАС России. В августе 2009 года эта кредитная организация и ее партнер по соглашению - ЗАО "Тойота Банк" были признаны нарушающими статью 11 ФЗ "О защите конкуренции" (ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов). В ходе рассмотрения того дела ОАО "УРАЛСИБ" и ЗАО "Тойота Банк" признали нарушение антимонопольного законодательства и были освобождены от административной ответственности. 
  • ФАС России признала ненадлежащей рекламу кредита (кредитной карты) ЗАО "Райффайзенбанк", распространяемую посредством SMS-сообщений без согласия абонентов на их получение. При распространении рекламы этой финансовой услуги посредством SMS-сообщений в мае 2012 года по сети подвижной радиотелефонной связи без получения предварительного согласия абонента на ее получение, банк нарушил требования части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе". Также Комиссия ФАС России признала эту рекламу ненадлежащей, так как в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 закона. А именно: в рекламе кредита банк при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредитаСогласие на получение рекламных сообщений гражданин, подавший жалобу в ФАС, не давал. Более того, при заключении договора с банком на открытие счета гражданин письменно отказался от получения какой-либо рекламной информации от ЗАО "Райффайзенбанк" на свой мобильный телефон.
  • ФАС России признала ТВ-рекламу ООО "Форд Соллерс Холдинг" о возможности приобретения в кредит автомобиля "Ford Focus" (Форд Фокус) не соответствующей требованиям ФЗ "О рекламе" к рекламе финансовых услуг. Рекламный ролик завершает постер с условиями кредитования, который демонстрируется на экране в течение 3 секунд и выполнен мелким, нечитаемым шрифтом, что является нарушением требований части 7 статьи 5 закона - крупным шрифтом в рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителей условие – процентная ставка 4,9% годовых. Иные условия, влияющие на стоимость кредита, указаны формально.
  • Суды двух инстанций подтвердили законность решения УФАС по КЧР о признании недобросовестной конкуренции в действиях "СКБ-банк"Нарушение выразилось во введении в заблуждение заемщиков путем предоставления неполной информации об уплате дополнительных комиссионных вознаграждений банку. В частности в заявлении-анкете и заключенном между клиентом и банком кредитном договоре по кредитному продукту "Дают-Бери" не указаны размеры дополнительных комиссий, выплата которых возлагалась на заемщика.
В первом случае речь идет о том, что два банка сговорились кредитовать физ лиц, приобретающих автомобили Фольксваген, только на определенных условиях и в определенном банке. 
Во втором случае сотрудники "Райффайзенбанка" поленились почистить базу данных клиентов и разослали рекламный спам всем своим клиентам. У того же Сити-Банка с этим строго и даже Номос-банк с третьего раза понимает и фиксирует в своих БД "не желание рекламного спама". У "Райффа" (я был три года его клиентом), а ряд моих клиентов держат там ячейки в хранилище, всегда был очень слабый ИТ-департамент. Не удивительно, что у них случаются ляпы с БД рассылки. 
В третьем случае "Форд Соллерс" стал играть с мелким шрифтом и проверять на "гибкость" ФАС, которые терпеть не могут "игры с шрифтами". Странно, что маркетологи Соллерса не знают об этом. 
В четвертом это любимое занятие банков и страховщиков при подписании документов. Либо они ссылаются на публичный договор, который "где-то на сайте", либо на внутренние положения, которые могут менять в одностороннем порядке. 

Ну и на закуску это жалоба: Tefal в ФАС на рекламную деятельность конкурента. По его мнению, производитель посуды с керамическим покрытием "GreenPan" наносит ущерб репутации Tefal, некорректно сравнивая два вида посуды и заявляя о вреде антипригарного покрытия для здоровья. Некорректная информация, по утверждению заявителя, озвучивалась в том числе в программе "Жить здорово" Елены Малышевой на "Первом канале". Представители GreenPan в свою очередь заявляют, что используют информацию, опубликованную на сайте Tefal. Группа "СЕБ-Восток" (представитель Tefal в РФ) обращалась в дирекцию "Первого канала" и к г-же Малышевой с тем, чтобы они подтвердили данными исследований высказывания о вреде посуды с покрытием на основе PTFE, однако ответа не получили. В апреле 2012 года компания Environmental Working Group опубликовала исследование, в котором говорится, что перфтороктановая кислота, используемая при производстве покрытия PTFE, может вызвать рак почек и яичек.

Чем закончится спор не известно. Максимальный штраф 500 т.р. Программа Малышевой на "Первом канале" это 90% продаж, тех брендов лекарств, которые до нее могут достучаться. Стоит Малышевой посоветовать лекарства, как бабушки "всея Руси" начинают его сметать с полок аптек. У меня 2-е знакомых руководители продаж в макрорегионах у  Джонсона энд Джонсона и в Байер, которые рассказывали про Малышеву и ее конверты (Ксюше Собчак на зависть).

Творя рекламу или стратегию продвижения не забывайте о законах и о правах потребителя! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий