вторник, 4 декабря 2012 г.

97% россиян все равно чем питаться!

РОМИР провели в ноябре 2 исследования "Отношение россиян к еде, продуктам питания, процессу их выбора и покупки" (1 и 2) среди 1000 россиян (от 18 до 50 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов. Выборка репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России) и получили очень странные результаты. Я публикую смешанные результаты и диаграммы продолжаются в общей нумерации.
Анализ ответов на вопрос о том, чем же для россиян является еда, выявил исключительно гендерные отличия. 
Понятно, что о еде, как о естественном источнике энергии для поддержания жизнедеятельности, в равной степени говорили и мужчины, и женщины. 
В том, что еда – это удовольствие, мнения обоих полов также сошлись. Зато в вопросе красоты и привлекательности, которую несет в себе еда, мнение женщин преобладает – 66% среди прекрасного пола и 45% среди мужчин при среднем показателе по выборке в 56%.
Диаграмма 1. Еда для меня – это… (%)

Женщины также значимо чаще, чем мужчины характеризовали еду, как атрибут для общения с другими людьми – 69% против 56% соответственно. А о своем безразличии к еде и восприятии ее просто как средства для утоления голода значимо чаще заявляли мужчины, чем женщины – 52% против 34% соответственно.

Ответы на вопрос о том, какой должна быть еда, выглядят достаточно хрестоматийно. Вкусная, полезная, разнообразная и сытная. На последнем пункте особенно настаивают представители сильного пола. При среднем показателе по выборке в 83% среди мужчин такой ответ дали 88% опрошенных, а среди женщин – 77%.
Диаграмма 2. Какой, по вашему мнению, должна быть еда? (%)


О сбалансированности питания упомянули 73% респондентов. Тем более интересно выглядят ответы участников исследования на вопрос о принципах питания. Семь из десяти россиян считают, что можно есть все, но понемногу. В этом респонденты обоих полов и разных возрастных и социальных групп оказались солидарны. Однако дальнейшие уточнения о принципах питания и ограничениях, которые респонденты на себя накладывают, выявили или подтвердили некоторые предсказуемые различия взглядов опять же по гендерному или возрастному принципу. 
Диаграмма 3. Каких принципов питания вы придерживаетесь? (%)

Например, женщины значимо чаще, чем мужчины признавались, что стараются избегать продуктов с высоким содержанием холестерина – 57% против 44% соответственно. И вообще представительницы прекрасного пола в целом больше следят за диетическим аспектом.

Женщины чаще заявляли о приверженности к легкой и нежирной пище (63% при среднем показателе по выборке в 55%). Женщины опять же чаще мужчин говорили, что не едят готовые замороженные пельмени, котлеты и т.д. Казалось бы, женщины демонстрируют более здоровое отношение к еде.

С другой стороны, выяснилось, что в вопросах ограничения сладкого или мучного мнение женщин практически ничем не отличается от мужского. Хотя стоит отметить, что среди женщин чаще встречаются сторонницы раздельного питания и вегетарианки.

Любопытно, что значительно чаще, чем в среднем по выборке, о своей привычке перекусывать на ходу говорили респонденты 18-24 лет, студенты или только начавшие работать после окончания учебы молодые люди. Представители этой же аудитории реже респондентов других возрастов говорили о том, что не едят сою. То есть, они себе отдают отчет в качестве фаст-фуда, которым им приходится на бегу утолять голод, но отказаться от такой еды не могут.

И именно молодежь считает, что по качеству и вкусу ресторанная еда не уступает домашней. Тогда как россияне старше 50 лет придерживаются скорее противоположного мнения.
 Диаграмма 4. Что такое для вас качественные продукты? (%)
Итак, на вопрос о том, каким характеристикам должны отвечать качественные продукты, 84% респондентов ответили – без добавок и консервантов. Причем выяснилось, что приверженность натуральности продуктов приходит с возрастом. Чем старше респонденты, тем чаще они давали такой вариант ответа.

Чуть больше трети горожан (35%) считает, что качественные продукты не должны иметь длительный срок хранения. Особенно на этом настаивают женщины (42%). Зато мужчины несколько чаще женщин – 37% против 28% соответственно – называли залогом качества продуктов их отечественное производствопроизрастание.

Мужчины также в несколько больше степени, чем женщины считают продукты известной марки априори качественными. Среди молодежи 18-24 лет такого мнения придерживается каждый четвертый. Россияне, действительно, вчитываются в этикетки.
Диаграмма 5. На какие характеристики вы обращаете внимание при покупке продуктов питания? (%)
81% опрошенных заявили, обращают внимание на состав продукта, беря его с полки. Хотя немаловажным фактором при выборе продуктов является и их цена. 69% указали такой вариант ответа. Причем, что неудивительно, с ростом уровня дохода респондентов эта доля уменьшается.  
Страна производитель важна для трети опрошенных (33%), а марка - для 22%. Причем наибольший нигилизм в этих вопросах проявили россияне 35-44 лет. На вопрос о том, за какие продукты российские потребители готовы платить дороже, более половины (58%) ответили – за экологически чистые. 
Диаграмма 6. За какие продукты вы готовы платить больше? (%) 

Причем на натуральности и экологичности более сосредоточены представители молодого поколения. С возрастом респондентов доля таких ответов уменьшается. Но зато увеличивается вместе с ростом уровня дохода.
За продукты, не содержащие генно-модифицированные ингредиенты, готовы заплатить дороже 44% жителей российских городов. И опять доля подобных ответов увеличивается пропорционально уровню доходов респондентов.
Ни при каких условиях не готовы платить больше за продукты 28% опрошенных. Причем несколько больше среди ответивших таким образом мужчин и, что естественно, россиян с низким уровнем дохода.
От себя замечу, что данное исследование лишний раз подчеркивает сложность развития ресторанного бизнеса в РФ. До сих пор большая часть населения готова есть некачественную пищу, лишь бы сытно (утолить голод). :(

Радует, что россияне любят читать состав продукта, страну производителя, а мужчины доверяют своим "брендам".

А вот следить за холестерином и нежирной пищей это скорее всего "обманный ответ" из серии "мы в глазах других". Некое желание выглядеть в глазах исследователя более "здоровой".

Банально посмотрим динамику роста продаж (ссылка на скачку части исследования "Анализ рынка майонеза в России в 2007-2011 гг, прогноз на 2012-2016 гг") самого опасного ингредиента в домашней пище - майонеза. В ЖЖ-сообществе есть две кулинарные группировки, которые борются за и против майонеза на кухне! :)
Предложение майонеза на российском рынке с 2007 по 2011 гг выросло на 11,1%. Рост предложения был обусловлен ростом внутреннего производства майонеза в России. На рост производства майонеза в 2007-2011 гг повлияло несколько факторов. Прежде всего, это целенаправленные усилия по продвижению брендированной продукции (в том числе реклама на телевидении), которые ускорили насыщение потребительского рынка. Других фактором стало наполнение ассортиментного предложения продукта различными средне- и низкожирными сортами майонеза, что также повысило интерес со стороны покупателей. 

Динамика спроса повторяет динамику предложения. С 2007 по 2011 гг спрос на майонез в России увеличился на 80,1 тыс т. В 2012-2016 гг темпы роста рынка майонеза будут постепенно снижаться. Рынок майонеза вплотную подошел к фазе насыщения. 

Майонез является массовым продуктом, поэтому начало процесса стагнации будет связано с достижением высокого порога проникновения продукции на рынке. Потребителями майонеза к 2016 г станут более 87%  населения.
Не кушайте майонез... :) И не врите, хотя бы себе. 

1 комментарий: