воскресенье, 26 марта 2017 г.

За что владельцев сайтов могут затаскать по судам — разбор типичных ошибок компаний

Юрист digital-агентства Original Works Анна Стратулат написала колонку о частых ошибках, которые встречаются на сайтах и которые влекут за собой правовые проблемы. В колонке приведены в качестве примеров реальные случаи, пояснения и рекомендации о том, как можно было бы избежать проблем, а также примерные размеры штрафов за каждое правонарушение.

Бесконечно усиливая продающие стороны сайта, владельцы могут забывать о правовой составляющей. Заголовки делают кричащими, тексты все более и более продающими, не задумываясь о возможных последующих проблемах.

Не все владельцы малого и среднего бизнеса уделяют дополнительное внимание закону о рекламе, защите персональных данных и так далее. О том, размещен ли на сайте нелегальный контент, некоторые задумались только после принятия "антипиратского закона".

Но эта область требует быть более изученной. Поэтому я разберу, условно разделив на категории, безобидные на первый взгляд ошибки, которые влекут за собой ощутимые правовые проблемы. И, конечно, дам советы, как их избежать.

Каждый пример подкрепляю случаями из практики УФАС или из нашей личной. Все правовое обоснование подробно изложено по ссылкам в примерах.

Ошибка: Неполная информация


"В рамках рассмотрения обращения специалистами Волгоградского УФАС России были исследованы материалы сайтов — http://arxitekt.ru/ <...> На сайте размещена ссылка "Проектная декларация". При переходе по данной ссылке открывается сообщение: "ПРИНОСИМ ИЗВИНЕНИЯ; запрашиваемая документация в данный момент находится на техническом обновлении; ПОЖАЛУЙСТА, ЗАЙДИТЕ ПОЗЖЕ". Иного места размещения проектной декларации на сайте не содержится". 
Пример. Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)
Не забывайте, что информация, размещенная на сайте — это реклама. Все, что вы размещаете, будут подвергать сомнению. И вы должны быть готовы отстоять каждую запятую.

Бывает, что руководители забывают о смене юридического лица и указывают в данных на сайте старую информацию или "мы на рынке с 2005 года". Но на самом деле новому юрлицу пару месяцев от роду. Посетитель сайта может проверить дату регистрации, сопоставить ее с той, что на сайте, и сделать неверный вывод, о том, что вы приукрашиваете свой опыт работы. Получается, что своими действиями вы вводите в заблуждение потребителей.

Это ружье, которое обязательно выстрелит. И это уже наказуемо.

Почему так? Закон "О рекламе" и закон "О защите конкуренции" прямо запрещает распространять недостоверные сведения о своей продукции и превозносить свои товары над товарами конкурентов.

Принцип относится и к документации, которая должна быть на сайте. Не стоит забывать о проектных декларациях, медлицензиях, информации, подлежащей раскрытию и многом другом. Есть великое множество законодательных документов, которые отображают ту или иную обязанность.

Например, согласно постановлению правительства "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в интернете следующие сведения:
  • для юридического лица (далее ЮЛ) — наименование и фирменное наименование; для ИП — фамилия, имя и отчество;
  • адрес места нахождения ЮЛ <…>, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности ИП <…>;
  • сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг) <…>;
  • перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке оплаты;
  • порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
  • сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
  • режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
  • адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан <…>.

Ошибка: Мы самые-самые!


"В УФАС по Челябинской области поступило заявление физического лица о том, что на главной странице сайта alkor74.ru размещена информация: "Пластиковые окна Алькор — лучшие!", в которой нарушены требования федерального закона "О рекламе". 
Подробнее. Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)
В борьбе за продающий слоган не стоит перегибать палку.

Когда копирайтер руководствуется одним полетом мысли и не задумывается о юридических тонкостях, он может увлечься и в слогане слишком много приукрасить.

Проверяйте текст на наличие в них превосходной степени сравнения ("лучший", "самый качественный", "самый дешевый" и прочее). Стоит заменить выражения на подходящие. Избегайте крайностей. "Один из лучших" или "У нас низкие цены" куда меньше смутят конкурентов или представителей госорганов.

Ошибка: Преимущества компании или продукта над другими


"На сайте нет подтверждений того, что спецтехника была сделана по специальному заказу и в наличии только у ООО "Экотехнологии". Также организация должна представить официальные статистические данные, подтверждающие факт предоставления услуги одновременно в шести регионах РФ".  
Пример, подробности. Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.33 КоАП РФ)
Честность — лучшая политика. Нужно быть готовым каждое свое преимущество подтвердить документально.

Не приукрашивать, говорить только правду и ничего кроме правды. Заявляете об уникальности? Проверьте, не предлагают ли ваш "уникальный" товар конкуренты. Проверили и нашли? Есть повод переписать текст.

Ошибка: Агрессивная борьба с конкурентами


"Должностным лицом отдела антимонопольного и рекламного контроля УФАС по Вологодской области в ходе рассмотрения заявления ИП <…> и ООО "Лайна" о признаках нарушения рекламного законодательства, установлено, что на сайте http://eco35.ru размещена реклама, которая имеет признаки нарушения законодательства". 
Пример. Размер штрафа для юрлиц: от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)
Не говорите о конкурентах плохо. Они могут обидеться и отомстить. Зачастую именно по их заявлениям в органы УФАС начинается производство по делу о нарушении законодательства.

Ошибка: Заимствование чужих элементов сайта

"Незаконное копирование, модификация любого из приведенных элементов будет являться нарушением авторского права, что в данном случае, согласно ст. 1302 ГК, могло вылиться в сумму от 10 000 до 5 000 000 рублей". Пример.
Если вы не хотите тратить деньги на дизайнера и решили, что можно взять готовое решение с соседнего сайта, то будьте готовы, что придет автор и наваляет вам от 10 тысяч до 5 миллионов денежных тумаков.

Если не готовы платить персональному творцу за уникальный контент, можно воспользоваться стоками картинок и купить нужное за символическую плату. Но будьте готовы, что, приобретая на такой бирже лицензию только на размещение изображения, подобную картинку можно будет встретить и на других сайтах. Читайте условия лицензии внимательно.

Я бы рекомендовала проверять и за подрядчиками. Благо Google доступен всем. Ведь претензии в итоге предъявят владельцам сайта, а не его разработчикам.

Ошибка: Формы заявок и обратной связи

"Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в сети Интернет, обязан опубликовать на сайте документ, определяющий внутреннюю политику оператора в отношении обработки персональных данных, а также сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных в свободном доступе. Выявлено 6 сайтов, на которых такие документы не размещены. Управлением в соответствии с полномочиями приняты меры по устранению владельцами сайтов допущенных нарушений". 
Пример, ещё один. Размер штрафа для юрлиц: от 5 до 10 тыс. рублей (ст. 13.11. КоАП РФ)

Ошибка: Нет соглашения на сбор персональных данных

Главное заблуждение: У других нет, и мне не нужно.

Принцип, что и в проблеме о неполной информации. Бдим!

Специалисты Роскомнадзора полюбили такой вид деятельности, как систематическое наблюдение за сайтом. Таким образом выявляется незаконное использование персональной информации. Подробнее с делами можно ознакомиться на их сайте.

Формы на сайтах собирают персональную информацию. А сбор, обработка и хранение информации без согласия субъекта персональных данных незаконна.

Рекомендуем размещать на сайте пользовательское соглашение либо политику конфиденциальности, где все эти моменты будут прописаны.

Не пренебрегайте юридической составляющей сайта. Пусть знающие люди проверят и напишут текст документа за вас. На крайний случай, лучше сваять документ из примеров в интернете, чем совсем ничего не размещать.

Вариантов размещения всего два: в подвале сайта либо непосредственно под формой (надежнее).

Пользовательское соглашение не стоит игнорировать, когда вы представляете какой-либо сервис или являетесь интернет-магазином.

В нашей практике был случай, когда заявка на выдачу кредита с заполнением паспортных данных не сопровождалась соглашением о защите персональных данных. Задумайтесь, сколько недоверчивых и опасливых клиентов ушло с такого сайта, только потому, что нет соглашения?

Аналогично проверяется и другой контент на сайте: документы, правила регистрации, правила использования сервиса, видео, авторские права на все это дело, товарные знаки на сайте… 

Также советовала бы посмотреть судебную практику по доменным спорам в отношении именно вашего доменного имени. Лишним не будет. Позволяет предвидеть проблему на ранней стадии.

Краткие выводы

  • Не превозносите себя над другими.
  • Будьте готовы подтвердить свои слова документально.
  • Не заимствуйте у конкурентов.
  • Контролируйте все, что размещается на сайте.
  • Не забывайте получать согласие об обработке персональных данных субъектов.
  • Будьте честны при размещении информации о компании.
  • Не копируйте чужой труд.
Кстати, замечала, что некоторые компании заказывают юридический аудит сайта, но не следуют рекомендациям, которые велят переписать тексты и изменить баннеры.

Руководитель должен понимать, что выявленные недочеты повлекут за собой какие-то доработки. Будь то перепись текста или разработка политики конфиденциальности на сайт.

Хотя, возможно, здесь именно тот случай, когда руководитель хочет знать слабые места, чтобы быть готовым к незапланированным ситуациям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий