понедельник, 23 июля 2012 г.

Книжный развал: "McDonald`s: Как создавалась империя"

Книгу "McDonald`s: Как создавалась империя" мне подарили на день рождения. Друг знает мою любовь к антиглобализму, макдоналдсу и вестернизации, решил приобщить меня к истокам зарождения империи Клоуна Рональда.

Книга вышла в нашей стране второй раз. Первый раз она вышла в 2008 году, тиражом 5000 экз. и толщиной 386 стр.

Второй раз она вышла в 2012 году, тиражом 2000 экз. и толщиной 264 стр. Новая книга уместилась на 68% площадей старой. А кризис в книгоиздательстве действительно есть! :)

Сама книга написана в 77 году Рэем Кроком (Ray Kroc - основатель корпорации) и была доработана в 87 году (через 3 года после смерти Крока) Робертом Андерсоном. В свет книга вышла в 1992 году (Ray Kroc Grinding It Out: The Making Of McDonald’s. — St. Martin’s Paperbacks, 1992. — С. 218, сейчас стоит ~8 $).

В России оба издания выпущены "Альпиной Паблишер" (ISBN 978-5-9614-1957-3, 0-312-92987-0). 

В книге 16 глав. Перевод качественный. Верстка и качество книги отличное. Книга бесполезна для тех, кто там ищет "лидерские решения", "универсальные кейсы" и т.п.

Мне данная книга понравилась по ряду причин:

  • классический пример "американ дрим" - "сделай себя сам" (автор до 52 лет продавал бумажные стаканчики и аппараты для молочных коктейлей);
  • "золотые времена" - человек без высшего образования, чех рожденный в США, смог сделать любительскую карьеру в игре на пианино, быть рядом с другими великими (например служба в одном взводе с Уолтом Диснеем) и достичь своего счастья без высшего образования и помощи близких. Нужно понимать, что 20-50-е года это времена возможностей в США;
  • "американский стиль менеджмента" - контроль, "умение жать руки", активность, еще раз активность и микроменеджмент ("дьявол в деталях");
  • интересные кейсы (с т.з. экономической истории) по недвижимости, франчайзинга, M&A и праву США;
  • погружение в мир "фастфуда" и понимание, как появились те или иные блюда в Макдоналдс (например, пожертвование в фонд Никсона 200 000 $ позволило появится БигМаку, однако расследование Уотергейтского скандала не доказало взаимосвязь между получением разрешения на новое блюдо и пожертвованием);
  • капиталистический подход к "профсоюзам и жалобщикам", как к "неудачникам и врунам";
  • богатая личная жизнь (три брака и пылкие отношения);
  • историческое погружение в США 20 века (до 80-х годов);
  • меценатство Крока, при том, что он избегал всю жизнь жертвовать деньги, но в последние 15 лет активно помогал ряду организаций;
  • инвестиции в спортивные команды приносит удовольствие, но не приносит прибыли (последние главы книги в основном о спорте и увлечениях автора в последние года).
Ray Kroc
Читая книгу, стараешься сопереживать Рэю Кроку, но при этом постоянно ощущаешь "руку империалистического капитала". Лично мне книга понравилась еще тем, что мне стали понятны многие исторические корни традиций Макдоналдс: 


  • их не любовь к профсоюзам, 
  • борьба за качество продукции, 
  • быстрота обслуживания (столики и сидячее места они стали внедрять только в 70-е года), 
  • активная реклама и децентрализованный маркетинг (они даже выкупали рекламные агентства), 
  • внедряли технологические ноу-хау (компания много вкладывало в разработку новой техники и технологий приготовления),
  • создали корпоративный университет, который задал планку для современного управления фастфудом,
  • внедрение инноваций в логистику и хранение продукции,
  • упор на "мы даем рабочие места" и "мы часть Америки" (хоть и не полезная еда).
Первые сотни Макдональдс не имели сидячих мест и
картофель фри был самым популярным блюдом.
Афоризмы Рэя Крока: 
  • "Если два руководителя имеют о чем-нибудь одинаковое мнение, значит у одного из них, поверхностное представление о вопросе".
  • "Если вы видите, что ваш конкурент тонет, возьмите пожарный шланг и засуньте ему в рот".
  • "Пoка вы зелены, вы пpодолжaете расти. Кaк тoлько вы созpели, вы начинаeте гнить!"
  • "Важно быть принципиальным. Легко иметь принципы, когда ты богат.Гораздо труднее их себе позволить, когда ты беден".
  • "Пробивайся вперед: ничто на свете не заменит настойчивости. Ее не заменит талант – нет ничего обычнее талантливых неудачников. Ее незаменит гениальность – нереализованный гений уже стал притчей во языцех. Ее не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев. Всемогущи лишь настойчивость и упорство".
  • "Позаботьтесь о клиенте, и бизнес пойдёт сам".
  • "Качества лидера отражаются в тех стандартах, которые они поставили перед собой".
  • "Никому неизвестны все рецепты увеличения оборота фирмы. Тот, кто знает их, окончательно созрел, а созревшее гниет".
  • "Образование не может заменить практического опыта и здравого смысла".
  • "Организация не может полагаться на личность, наоборот, личность должна либо полагаться на организацию либо менять профессию".
113 фактов о Макдоналдс времен Рэя Крока "Джон Лов"О ЧЕМ МОЛЧИТ БИГМАК" (книга больше о корпорации):
  • Каждый пятнадцатый работник в Америке свою первую работу получил именно в Макдональдсе. Там он узнал о рабочей рутине, трудовой дисциплине и командной организации труда. 
  • Все три элемента - франшиза, корпоративное руководство и поставщики - представляют более 3700 независимых компаний и Рэй Крок умело связал их в одну семью с некой общей целью (без компьютеров!).
  • Крок выстроил систему, которая от всех членов требует следования корпоративным нормам, но в то же время вознаграждает их за проявление личных творческих способностей. 
  • Многочисленные сети потерпели крах из-за чересчур широкого меню и слишком медленного обслуживания. 
  • Программа контроля качества мяса включала 50 пунктов и позволяла выявлять в фарше добавки, не соответствующие стандарту. 
  • Первая инструкция была на 15 страницах, действующая насчитывает 750 страниц. В традициях Макдональдса полное документальное обоснование коллективного опыта работы всех франчайзи. 
  • Была введена оценка показателей «сервис-качество-чистота» и общая оценка по категориям (A, B, C, D...) 
  • Схема Рея Крока была очень надежна: франчайзи предоставлялась не территория с исключительными правами, а вначале лишь одно предприятие. 
  • Централизованный контроль был просто страстью Рея Крока, но внутреннее чутье бизнесмена подсказывало ему: все, что связано с продвижением, рекламой и разработкой новых продуктов не должно диктоваться аппаратом компании и идеи маркетинга нужно искать на местах, а не высасывать из пальца. 
  • Крок был несравненным мастером в области реализации, но вовсе не гением в разработке новой продукции: он придумал десерт, пирожное, калачи, сэндвичи - все это не пошло. 
  • Идея Крока - неукоснительное следование технологическим правилам в обмен на почти полную свободу в маркетинге. 
  • Известный клоун в телешоу произносил: «скажите маме и папе, чтобы они свозили вас а Макдональдс. 
  • Свое первое вознаграждение за работу в Макдональдсе, 75т.д., Крок получил через много лет работы. 
  • Только в 1968 году компания начала принимать на работу женщин. 
  • Конкурс в виде рекламного клипа - скороговоркой произнеси: "Все восемь компонентов Бигмака: два говяжьих шницеля, специальный соус, листик салата, сыр, маринованные овощи, лук, булочки, посыпанные зернами кунжута - и получишь бесплатно Бигмак" сделало данный стих частью слэнга молодежи и субкультуры.
  • И т.д.


В АльпинеПаблишер книга стоит 399 рублей, за сколько мне ее купили не знаю, т.е. ценник друзья удалили, но она есть в сетевых библиотеках.

Резюмируя: Если Вам интересно понимание "агрессивности американского менеджмента", истории развития США, как общества и экономики, а так же знать почему современный Макдоналдс - именно такой, то это книга для Вас. Искать в этой книге откровений в менеджменте или экономических решений бесполезно, т.к. время все изменило, но перелистывая страницы ты начинаешь сопереживать Рэю Кроку, а это значит что он позитивный герой, хоть и "капиталистическая акула".


1 комментарий:

  1. Читал хорошая книга, вообще нравятся такие серии о компаниях.

    ОтветитьУдалить