среда, 24 июня 2015 г.

Кейс: как "Макдональдс" кинул российского предпринимателя


Автор/Жертва: Антон Юрин, учредитель и генеральный директор ООО "ЮСП Девелопмент".

Мой личный опыт показал, что приветливое лицо и широкая улыбка Рональда Макдоналда – это только искусный макияж, за которым скрывается жесткий расчет, хитрость и готовность легко "кинуть" партнера из местных с зияющей дырой долга в 50 000 000 рублей.

"Макдональдс" как корпорация: какие ассоциации приходят на ум? Надежность, продуманность деталей, верность слову, бизнес-этика, забота о репутации. Я тоже так думал, пока не получил "подарок от доброго клоуна" накануне 2015 года. А ведь все так хорошо начиналось… Давайте по порядку.

В 2014 году моя компания ООО "ЮСП Девелопмент Строитель" заключила с ООО "Макдональдс" договор о строительстве и долгосрочной аренде ресторана в Белгородской области. Слышали новости про первый за 25 лет работы в России "Макдональдс", который закрылся? Это тот самый объект.

Особенности сотрудничества с "Макдональдсом"


Мало кто знает, что открытие ресторана "Макдональдс" – это сложная затея. И вдвойне сложная в Белгородской области.

Во-первых, здание должно соответствовать очень строгим и конкретным спецификациям корпорации.

Все начиная с выбора локации, получение ТУ, проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию идет по стандартам компании и под чутким контролем! В готовом здании почти ничего, кроме самого "Макдональдса", открыть не получится.

Во-вторых, власть области с огромной неохотой согласилась на открытие ресторана. Белгород продвигает идею здорового питания, регион отличается высоким уровнем жизни и уважением к традиционным ценностям. Администрация области получила много горячих обещаний о светлом будущем вместе с "Макдональдс": новые рабочие места, серьезные налоговые отчисления, стабильность, поддержку социальных программ, инвестиции. Ресторан быстрого питания все равно нужен (новый "Макдональдс" открывался на трассе М2 в г. Строитель), поэтому власти дали зеленый свет.

Итак, "Макдональдс" заказал нам постройку ресторана по своим спецификациям и по договору должен был арендовать помещение. Постройка и содержание помещения была на собственнике здания, то есть девелопере — на нашей компании. Девелопер вложил свои и заемные деньги под этот проект. Стоимость проекта составила примерно 50 млн руб.

По договору "Макдональдс" должен оплачивать аренду — % с оборота или минимальную ставку (если оборот ниже какого-то минимума). Но обещать не значит жениться. Красивая репутация и громкие слова не гарантируют ничего.

Где же спрятался подвох?


На самом видном месте, в договоре в пункте 10.1. Это стандартный пункт стандартного договора с ООО «Макдональдс», и здесь сказано, что «добрый клоун» в любой момент по своему желанию может расторгнуть договор с партнером в одностороннем порядке и досрочно отказаться от исполнения своих обязательств.


Мои попытки снять этот пункт успеха не возымели. Нам сказали, что договор нужно будет пересогласовывать в головном офисе за границей, а на это уйдет пол-года или больше. Сказали, что еще ни разу не подводили партнеров, никогда не расторгали договоров и не закрывали ресторанов в России. Лично мне в ходе переговоров было сказано много обнадеживающих слов о стабильности и репутации бренда. В общем, обещаниями и "выламыванием рук" кабальный пункт 10.1 был навязан. Мы поверили репутации бренда и письма сотрудников "Макдональдс", что не нужно беспокоится, а надо поскорее открывать ресторан.

Что в итоге?


Что бы вы думали? Ресторан открывается, работает, проходит несколько месяцев, я получаю письмо от директора по развитию ООО "Макдональдс" с "предложением" изменить условия аренды, отказаться от минимальной фиксированной ставки и перейти на ставку с оборота. Все дело в том, что к концу 2014 года оборот этого ресторана стал падать — скорее всего, из-за падения потока из Украины ("Макдональдс" находился на трассе, ведущей из Харькова в Москву). Поэтому руководство "Макдональдса" решило, что больше не хочет платить за аренду, как раньше.

Оцените формулировку из письма директора по развитию: "… принятие нами решения [о дальнейшем сотрудничестве] во многом будет зависеть от выбора Вами предложенного варианта…" Проще говоря, или вы прогибаетесь и получаете арендную плату по нашим новым условиям, или мы бросаем ресторан, невзирая на договоренности, обещания, ваши инвестиции и долги. Знаете, сколько мы получали бы арендной платы по новым условиям? Меньше 100 тысяч рублей в месяц. При такой ставке мы окупим наши инвестиции через 50 лет. Лучше построить адронный коллайдер, чем такой "ресторан".


Никакие уговоры не помогли. Мы даже предложили зафиксировать ставку в долларах по старому курсу 37 рублей. Арендная плата была привязана к доллару и составляла 960 000 рублей, мы предложили ее зафиксировать на уровне 480 000 (это наши минимальные расходы). Но бесполезно.

Если почитать нашу переписку с представителями "Макдональдс" (каждый раз как специально были новые люди), складывается ощущение, что общаешься со стеной. Ты им предложение – они гнут свое. Или наши условия, или закрытие ресторана. Ноль компромиссов, ноль желания найти общую почву, ноль внимания к социальной ответственности и обязательствам перед областью, озвученным на словах.

Итак, оборот упал, а по минимальной ставке "Мак" отказался платить, т. к. по его мнению это было все равно много. Предложения снизить арендную плату (закрепив курс доллара на уровне 37 руб) «Мак» не принял. И в одностороннем порядке закрыл ресторан и расторг договор .

Так что мы остались со зданием на руках, построенным под "Мак". Плюс "Макдональдс" поснимал часть конструкций.

В общем, что мы имеем в итоге? Долги. Необходимость переделывать здание — а, как мы помним, оно очень специфическое, там сложно открыть что-то, кроме "Мака". Необходимость искать нового арендатора, чтобы покрыть убытки.

Вопрос вот в чем: есть ли смысл работать с так называемыми "монстрами бизнеса", которые выкручивают руки, ставят свои условия (бери или проваливай) и не собираются быть партнерами на деле, отвечая за свои слова и гарантии? Можно быть разменной монетой в чужой игре, или все же надо выбирать в партнеры не за громкую вывеску? Вопрос не только для бизнеса, но и для регионов, которых соблазняет яркое пламя "надежного бренда".


Фото из www.shutterstock.com

ИМХО by Michelino: сэкономил на юристах, поверил, что крупнейшая международная корпорация (с американской культурой бизнеса) будет играть в "плевки в ладонь", а не соблюдать заключенный контракт? Получи результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий